Без бумажки: паспорта планируют сделать электронными через три года
Бумажные паспорта планируют заменить на электронные удостоверения к 2021 году. Законопроект о постепенном переходе на пластик уже обсуждается в правительстве. На реализацию этой идеи потребуется свыше 114 млрд рублей. Для чего нужны электронные удостоверения и готовы ли россияне распрощаться с бумажными документами, выясняли «Известия».
Кто предложил заменить привычные паспорта на электронные?
С поручением разработать законопроект о переходе на электронные документы обратился вице-премьер Максим Акимов еще 14 сентября. Эта тема обсуждалась на совещании Минэкономразвития и автономной некоммерческой организации (АНО) «Цифровая экономика». Именно эта организация займется разработкой проекта электронного паспорта, сообщила «Ведомостям» представительница зампредседателя правительства Алия Самигуллина. Спустя три дня, 17 сентября, совещание на эту тему проводилось под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева.
«Указанный вопрос планируется обсудить в рамках программы до конца 2018 года. Средства идентификации с использованием носителя имеют недостатки, особенно в условиях запуска единой биометрической системы и развития инструментов электронной подписи, в том числе облачной. Самым значительным из них являются финансовые затраты на эмиссию и создание защищенной инфраструктуры использования. В настоящее время в смежных отраслях наблюдается переход к идентификации без носителя: например, для платежных систем от пластиковых карточек на оплату с помощью мобильных устройств», – сообщили «Известиям» представители АНО «Цифровая экономика».
Как будет осуществляться переход с бумажных документов на цифровые?
Переход на электронные паспорта в случае принятия законопроекта будет проводиться поэтапно. Новый паспорт с чипом даст россиянам возможность получить доступ ко всем реестрам госуслуг. Единый документ сможет заменить сразу несколько уже существующих: СНИЛС, ИНН, водительское удостоверение, трудовую книжку и другие. Появление идентификационных карточек позволит создать единый электронный реестр всех граждан страны. Кроме того, его можно будет использовать и как банковскую карту — оплачивать услуги и получать зарплату.
На какие средства проводится замена?
Замена бумажных документов на электронные будет профинансирована из бюджета. Возместить эти затраты планируется за счет повышения госпошлины на выдачу паспорта. В настоящий момент стоимость замены бумажного документа составляет 1500 рублей в случае утери. Если же поменять паспорт нужно из-за достижения определенного возраста, размер пошлины составляет 300 рублей.
Как россияне оценивают идею?
Опрос, проведенный ВЦИОМ в декабре прошлого года, показал, что лишь треть граждан страны не возражает против перехода на электронные паспорта. Большинство опрошенных скептически оценивают данное нововведение. При этом среди молодого населения доля желающих иметь электронные документы составляет чуть меньше половины. А среди представителей старшего поколения — от 60 лет и более — отказаться от бумажных паспортов готовы лишь 12% респондентов. Среди основных опасений — незащищенность персональных данных и возможность потери информации.
Кто впервые задумался об электронных паспортах?
Впервые идея замены бумажных паспортов на электронные прозвучала еще в 2013 году, однако законопроект так и не был рассмотрен. Во многом это связывают с упразднением Федеральной миграционной службы в 2016 году. Проект постановления был внесен ФМС в правительство годом ранее. По замыслу, универсальная электронная карта (УЭК) с чипом должна была содержать личные данные на лицевой стороне, а на оборотной номер ИНН, СНИЛС и другую информацию. Минкомсвязи предлагало подключить электронные паспорта к Национальной платежной системе. Однако, как утверждал Николай Никифоров, занимавший в тот момент пост главы ведомства, эта функция будет подключаться исключительно по инициативе самих граждан. Для проведения финансовых операций гражданину необходимо будет оформить электронную подпись. В Минкомсвязи предположили, что подключение к платежной системе через электронный паспорт позволило бы выдавать кредиты, открывать счета и оформлять страховые полисы без посещения банка или страховой.
В ведомстве уточняли, какая информация будет содержаться на чипе. Там будут храниться данные о регистрации по месту жительства, данные ЗАГС и воинского учета, а также биометрические данные. Выдавать новый тип документов планировали уже в 2015 году, однако проект был отложен.
Как работают электронные паспорта в других странах?
Большинство стран Евросоюза используют в качестве национальных удостоверений пластиковые карты с чипом — ID-карты. Бумажные биометрические паспорта нужны гражданам европейских стран в основном для выезда за рубеж. Для поездок внутри Европейской экономической зоны гражданам достаточно национальных удостоверений.
На ID-карте содержится фотография держателя, его имя, личный номер, а также биометрическая информация, записанная на чип или магнитную полосу. В ряде европейских государств, например Болгарии и Хорватии, гражданин обязан всегда иметь при себе ID-карту. В других же, таких как Исландия, достаточно иметь водительское удостоверение во время вождения автомобиля, а перемещаться внутри страны можно и без карточки.
К США введение ID-карт вместо паспорта началось после событий 11 сентября 2001 года. Пластиковые национальные удостоверения внедрялись с целью повысить безопасность границ государства. Массовый выпуск начался с февраля 2008 года. К концу 2016 года обладателями электронных паспортов стали более 12 млн американских граждан. По ним разрешается путешествовать как внутри страны, так и в другие страны: Канаду, Мексику и страны Карибского бассейна. Для международных перелетов требуется биометрический паспорт. В более чем 20 штатах с 2013 года действует политика Stop and identify, благодаря которой полицейские имеют право арестовать гражданина без удостоверения, если есть подозрения в его причастности к противоправной деятельности.
Одной из последних электронные паспорта ввела Украина в январе 2016 года. С этого момента все новые документы выдаются в виде карты с электронным носителем. Для граждан старше 14 лет карту оформляют на четыре года, а после достижения совершеннолетия меняют каждые 10 лет. Старые бумажные паспорта будут действовать до окончания срока. После этого их необходимо заменить на ID-карту в подразделениях государственной миграционной службы. Электронный паспорт содержит личную информацию, номер, дату выдачи и место выдачи, а также дату окончания срока, место рождения и подпись владельца. Стоимость оформления электронной карты составляет 279 гривны (около 665 рублей).