Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Завершению реформы налогообложения нефтяников дан зеленый свет: закон принят, утвержден Советом Федерации и подписан президентом России. В августе документ опубликован на портале правовой информации.

Стратегия властей на ближайшие шесть лет заключается в постепенном, начиная с 2019 года, повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) «в обмен» на поэтапную отмену экспортных пошлин на нефть и снижение — на нефтепродукты. Эти сборы — основа налогового бремени для нефтяников. Повышение НДПИ и снижение платежей за вывоз нефти за рубеж будут происходить параллельно — до 2021 и 2024 года соответственно. 

Конечная цель реформы — пополнить государственную казну, поскольку поступления от НДПИ значительно превышают доходы, полученные за счет экспортных пошлин на нефть и продукты переработки черного золота. Предполагается, что в процессе маневра бюджет потеряет 3,4 млрд рублей в связи с поддержкой государством отрасли переработки нефти, но получит дополнительно целых 10,8 трлн за счет НДПИ.

НДПИ и экспортные пошлины взимаются с выручки. Реформа предполагает частичную замену НДПИ новым налогом — на добавленный доход (НДД). Такое налогообложение является более сложной формой исчисления, чем экспортная пошлина или налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Но с точки зрения интересов долгосрочного развития нефтяной отрасли это усложнение представляется вполне оправданным.

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений, а ставку налогообложения установить в размере 50%. При этом для организаций, использующих НДД, сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль, но с уменьшением налогооблагаемой базы на сумму уплаченного НДД. В итоге будет обеспечиваться более высокая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки нефтяных запасов. В отличие от НДПИ новый налог будет взиматься не с количества полученной нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Главное преимущество НДД заключается в том, что новая система позволяет снизить налоговую нагрузку по неразведанным месторождениям с большим потенциалом. Это будет стимулировать нефтяников искать и разрабатывать новые проекты. Чиновники говорят о том, что действующая система налогообложения не создает достаточной мотивации для этого у нефтяников. Корпорациям выгодно разрабатывать уже освоенные месторождения, получая льготы от государства. Из-за этого казна лишается значительного объема налоговых поступлений, а потенциальные новые месторождения остаются неразвитыми. 

Благодаря новому налоговому режиму ожидается рост добычи не только на неразведанных, но и на зрелых месторождениях. НДД позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли, а также обеспечит приведение налоговой нагрузки в соответствие с условиями разработки конкретных месторождений.

У нового налогового режима есть и отрицательные нюансы. Государство неизбежно столкнется с трудностями администрирования нового налога. При этом риски падения цены барреля практически полностью лягут на плечи государства, что при негативном сценарии ускорит снижение доходов федерального бюджета. Кроме того, возникнут проблемы с определением для исчисления НДД рыночных цен на нефть и с организацией учета и контроля доходов и затрат при добыче нефти в разрезе месторождений.

Несмотря на то что решение по введению налога уже принято, прежде всего властям и ФНС необходимо детально отработать систему контроля таких сборов с нефтяников. Поскольку неизбежно возникнут вопросы, как осуществлять мониторинг добычи на месторождениях, а также следить за расходами на их разработку. Если рассматривать проблему в таком ключе, то главной задачей правительства на данном этапе станет обеспечение «прозрачности» НДД. В противном случае кабмин может получить вместо обещанных дополнительных миллиардов рублей еще большую дыру в бюджете.

Автор — председатель комитета МТПП по налоговой политике и аудиту Юлия Зазуля

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир