Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В этом году президент Владимир Путин поставил важную и непростую задачу — к 2024 году Россия должна войти в десятку лучших стран по качеству образования. Уверен, что она вполне выполнима, но для ее решения потребуется серьезная работа.

Определять уровень продвижения наших вузов можно будет по результатам международных сравнительных исследований в сфере образования. Уже сейчас российское школьное образование по ряду позиций входит в топы таких рейтингов, как Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) и Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS). Подобные программы осуществляются объединениями, в которые входят ведущие международные исследовательские организации, в них участвуют национальные центры и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Например, по результатам исследования начальной школы PIRLS в 2017 году мы вошли в тройку лучших. Эта программа позволяет оценить два вида чтения — для приобретения литературного опыта и для использования информации. В мониторинге участвуют дети, которые оканчивают начальную школу, — в России это четвероклассники.

Основная цель исследования TIMSS — сравнить между собой качество математического и естественно-научного образования в начальной и средней школе. В этом рейтинге мы на хорошем счету, и десятка — вполне решаемая задача. Гораздо сложнее обстоят дела с Programme for International Student Assessment (PISA) — в этом исследовании участвуют 15-летние школьники. С помощью него проверяется математическая, естественнонаучная и читательская грамотность подростков. Мы только в прошлом году превзошли средние показатели стран ОЭСР, но пока не входим даже в двадцатку.

Программа исследования PISA ориентирована не столько на предметные знания (хотя они тоже нужны), сколько на некоторые важные компетенции: умение работать с информацией, критическое и креативное мышление, разные виды грамотности. Причем под грамотностью понимается не орфографическая и пунктуационная, а соответствующее владение языками — родным, языком математики, естествознания и рядом других. В этом направлении нам придется серьезно поработать, чтобы войти в топ-10.

Аналогичную задачу — войти в сотню ведущих вузов мира — решают сейчас и лучшие университеты России в Проекте «5-100». Напомню, он стартовал в 2013 году, в течение семи лет лучшие российские вузы должны получить на его реализацию более 63 млрд рублей. Ряд университетов уже вошли в первую сотню по отдельным предметным рейтингам.

Для того, чтобы российская система школьного образования вошла в десятку, ей тоже потребуется дополнительное финансирование, связанное с разработкой другого типа заданий и повышением квалификации учителей.

Сейчас предстоит разрабатывать новые задания для ЕГЭ по итогам 11-го класса и ОГЭ по итогам 9-го. Они должны проверять не столько предметные знания и память, сколько владение компетенциями.

Но в нашем случае разработчикам ни в коем случае не стоит пытаться ориентироваться лишь на задачи в PISA. Нужно понять, что это за рейтинг, что в нем представляет интерес для России. А уже потом готовиться к решению задач, которые интересны именно нам и в то же время находятся в фокусе внимания образования всего мира.

Есть еще нюансы. У нас пока не готова база для внедрения этих мер. Подавляющее большинство учебников содержит задания, в которых есть исчерпывающая информация и только одно решение, а это — позавчерашний ход. Я не призываю сейчас менять содержание учебников по физике, химии, математике, истории, но задания нужны другие. Должно появиться большое число задач, которые связаны с проверкой владения универсальными компетенциями.

Необходимо научить и педагогов работать с решением этих задач, поскольку существующие учебники требуют в основном только памяти и действий по алгоритму.

На изменение учебников, оснащение ими учебных заведений, переквалификацию преподавателей потребуется примерно три года, конечно, при условии, что бюджет это потянет. И нельзя сказать, что мы начнем с ноля. Например, в России активно работают несколько фондов и программ, решающих задачи развития сферы образования. Есть у нас и опыт школ, которые занимаются обучением по системе Эльконина – Давыдова. Она подразумевает, что ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Всё это вполне можно было бы использовать для достижения амбициозной цели — войти в десятку лучших вузов мира.

 

Читайте также
Прямой эфир