Меня часто спрашивают: не повредила ли напряженность в отношениях между Западом и Россией нашему творческому сотрудничеству? На Западе, как и во всем мире, высоко ценят нашу художественную школу. На это не могут повлиять никакие политические коллизии. И я убежден, что совместная работа по линии искусства способствует налаживанию диалога, созданию моста между нашими странами.
Этот процесс взаимодействия с Западом все время шел через культуру, начиная еще с XVIII века. И в России всегда придавали особое значение развитию искусства. Мы понимали, что наши художественные традиции — это наша ценность, которая будет актуальна во все времена. В 1947 году Советский Союз голодал после войны, но, тем не менее, было издано мудрейшее постановление о создании Академии художеств СССР. Во многом это решение позволило сохранить российскую школу, ведь в Академии преподавали и преподают лучшие мастера.
К нам и сегодня едут обучаться со всего мира, в том числе из США. Я регулярно провожу здесь, в Москве, мастер-классы для американских студентов. Они сами выбрали меня в качестве своего педагога.
Все понимают: такой школы, как российская, в мире больше нет. В чем сила нашего образования, наших художественных традиций? Возможно, в том, что русских художников ориентируют на создание музейных ценностей, то есть таких произведений, которые бы вошли в государственные собрания, а не просто были где-то проданы. Весь мир сегодня работает на салонное, галерейное искусство, а не на музеи. И я не осуждаю зарубежных коллег. Живите как хотите. Но мы будем идти по своему пути — создавать музейные ценности, приумножать богатство нашей страны. И потом на этих произведениях будут учиться уже новые поколения.
В 1989 году я стал победителем международного конкурса на создание масштабных работ к 500-летию легендарного похода флотилии Христофора Колумба и открытию Америки. Почти тридцать лет потребовалось на воплощение этого грандиозного проекта «Как Европа нашла Америку», который стал свидетельством успеха не только российского искусства, но и наших технологий, мастерства наших инженеров, литейщиков. Первая часть проекта композиция «Рождение нового человека» еще в 1995 году появилась в Севилье и была признана комиссией по культуре ЮНЕСКО лучшим произведением пластики XX столетия. А ее уменьшенный авторский вариант установлен перед зданием штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
Теперь же на острове Пуэрто-Рико, находящемся под управлением США, завершен монтаж моей 126-метровой скульптуры «Рождение Нового Света» — второй части проекта. Памятник Христофору Колумбу был установлен еще два года назад, но в 2017-м на Карибах прошел ураган «Мария», и сейчас необходимо убрать грязь с поверхности, обработать металл, после чего уже будет планироваться официальное открытие с участием государственных лиц.
Важно отметить, что, несмотря на сильнейший ветер (урагану была присвоена высшая — пятая — категория), монумент устоял. Во многом это заслуга наших отечественных металлургических технологий и российских мастеров-литейщиков. В Америке просто не было необходимых специалистов по работе с цветными металлами, поэтому нам пришлось везти 20 рабочих из Москвы и Санкт-Петербурга. Уже на месте они монтировали отлитые детали.
Не сомневаюсь, что такие победы Россию ждут и в дальнейшем. Если мы сможем сохранить отечественную школу, традиции, будем верны тем принципам, которые заложили наши учителя, то новые поколения художников с честью продолжат наше дело и будут с успехом писать своим творчеством историю искусства XXI века — не только российского, но и мирового.
Автор — скульптор, живописец, президент Российской академии художеств, народный художник СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции