Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Профессор из Норвегии призвал завершить конфликт на Украине
Армия
Средства ПВО за ночь ликвидировали пять украинских БПЛА над территорией Крыма
Общество
В МИДе назвали звериной сущность киевского режима после атаки ВСУ на журналистов
Мир
Песков назвал недостаточной мировую реакцию на убийства ВСУ российских журналистов
Мир
Политолог указал на попытки Киева сорвать переговоры РФ и США
Общество
В России появится единый реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий
Общество
Актеры Мадянов и Добровольская посмертно получили премию «Ника»
Мир
Додон рассказал о необходимости восстанавливать отношения с РФ
Общество
Генпрокуратура признала нежелательной в РФ финансируемую НАТО организацию
Мир
Украина может лишиться 500 тыс. снарядов в случае смены власти в Чехии
Мир
В Белграде у здания Генштаба прошла студенческая акция протеста
Общество
Коллеги отметили активность Федорчака и его желание показать правду
Происшествия
В многоквартирном доме в Махачкале произошел взрыв газа
Армия
Росгвардия уничтожила объекты военной инфраструктуры ВСУ в Черниговской области
Общество
В порту Усть-Луга из аварийного танкера Koala откачали почти 30 тыс. т мазута
Мир
В США после проверки департамента Маска признали умершими 7 млн человек
Мир
Несколько взрывных устройств нашли в дилерском центре Tesla в Техасе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Временный глава правительства Новой Зеландии выступил с необычным требованием — по словам Уинстона Питерса, Австралия должна отказаться от своего национального флага, который слишком уж похож на новозеландский. Демарш в Веллингтоне предприняли в тот момент, когда премьер Джасинда Ардерн ушла в декрет. В конфликтах между двумя соседними странами и подчас причудливых формах таких размолвок разбирался портал iz.ru.

Знаменательный плагиат

Австралия должна отказаться от своего национального флага, поскольку тот «срисован» с новозеландского — с таким требованием выступил 25 июля и.о. премьер-министра Новой Зеландии Уинстон Питерс. В интервью государственному телеканалу TVNZ он заявил: «Флаг, который у нас уже давно, был скопирован австралийцами. Вообще-то они должны изменить свой флаг и уважать тот факт, что его дизайн сперва появился у нас».

Исполняющий обязанности премьер-министра Новой Зеландии Уинстон Питерс

Фото: Getty Images/Hagen Hopkins

Нельзя сказать, что требования Питерса возникли совсем уж необоснованно. Новозеландский флаг в его нынешнем виде был официально введен в марте 1902 года, австралийский же — опять же в своем современном дизайне — официально был одобрен лишь в апреле 1954-го (хотя до этого страна пользовалась аналогичным стягом, только с красным, а не темно-синим фоном).

Общий символизм

Основные элементы флагов двух стран и впрямь очень похожи. В обоих случаях полотнище украшено расположенным в верхнем левом углу знаменитым британским «Юнион Джеком». Австралийское знамя украшают шесть белых звезд — пять поменьше, которые схематично изображают созвездие Южного Креста, и одна покрупнее. Семь лучей у звезд указывают на то, что в состав федерации входят шесть штатов, а также несколько территорий (впрочем, некоторые сторонники теории заговора полагают, что седьмой луч — это символ «утраченного штата», которым могла стать Новая Зеландия, напоминает The New York Times). У новозеландского флага тоже есть и «Юнион Джек», и звезды — правда, их всего четыре, выполнены они в красном цвете с белой окантовкой, хотя и означают тот же Южный Крест.

Фото: Depositphotos

Схожесть флагов ныне двух самостоятельных и независимых государств — вопрос во многом исторический. После экспедиции капитана Джеймса Кука, объявившего австралийскую территорию британской колонией, и Новая Зеландия, и Австралия использовали одинаковые стяги, за основу дизайна которых был взят флаг британского военно-морского флота.

Новозеландцы уже пытались решить проблему своего флага, слишком похожего на австралийский. В 2016 году в стране прошел референдум, в ходе которого гражданам предложили два варианта — оставить всё как есть или поменять дизайн знамени, добавив в его палитру черный цвет и украсив серебряным пером, напоминает CNN. Флаг, как уже очевидно, остался неизменным — за этот вариант проголосовали 56,6% участников плебисцита. А вот проведение референдума обошлось налогоплательщикам в 26 млн новозеландских долларов (порядка $17,6 млн).

Всё это было бы смешно

Неприятные ситуации, связанные с почти идентичным внешним видом главных национальных символов двух государств, возникали и ранее, хотя и не сопровождались серьезными заявлениями политиков с той или другой стороны. В августе 2015 года, например, конфуз произошел на чемпионате мира по водному поло среди юниоров в Греции. Там организаторы что-то перепутали, и новозеландскую женскую команду приветствовали австралийским флагом, вернее, его исторической версией, где основные символы расположены не на темно-синем, а на красном фоне (сейчас такой флаг используется только моряками).

Австралийский красный прапорщик (морской флаг) на пароме

Фото: Global Look Press/Unspecified

Еще более курьезная ситуация случилась в январе этого года. Австралийский 9-й телеканал, в подводке к репортажу о важнейшем государственном празднике — Дне Австралии — использовал изображение новозеландского стяга. «Для такого патриотического материала команде, отвечающей за «картинку», стоило дважды перепроверить, какой флаг используется», — ехидно отмечал в связи с происшествием новозеландский информационный портал Stuff.

Декрет и депортация

Примечательно, что выпад в адрес Австралии в Веллингтоне предпринял именно Уинстон Питерс. Вообще-то в правительстве он занимает пост вице-премьера, однако в данный момент оказался главой кабинета министров. Поводом для этого стало рождение первенца у премьера Джасинды Ардерн и Кларка Гэйфорда (в официальном браке они не состоят). Их дочь появилась на свет 21 июня, и с этого дня 38-летняя Ардерн ушла в шестинедельный декретный отпуск, дав Питерсу возможность «порулить». Кстати, она стала первым в истории премьер-министром, который взял отпуск по уходу за ребенком, находясь на посту главы правительства.

Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн с партнером Кларком Гэйфордом в городской больнице Окленда в Новой Зеландии

Фото: Global Look Press/Office Of PM New Zealand

Времени зам Ардерн не терял. Помимо спорных, хотя и небезосновательных заявлений по «делу о флагах», Питерс успел подбросить дров в костер еще одного скандала, связанного с депортацией новозеландцев из Австралии без решения суда. Такое право власти Зеленого континента получили в декабре 2014 года, когда соответствующие поправки были внесены в иммиграционное законодательство. Нововведения предполагают ужесточение условий так называемой проверки на добропорядочность. Теперь власти Австралии могут выслать из страны иностранцев, которые провели в тюрьме минимум 12 месяцев, а также тех, кого иммиграционные власти сочтут угрозой национальной безопасности. «В прошлом году более половины тех, кого лишили визы, были новозеландцами, из них с января 2015 года депортировали более 1,3 тыс. человек, — отмечает The New York Times. — Новозеландцы сейчас представляют самую значительную часть обитателей австралийских иммиграционных центров, хотя до этих изменений они даже не входили в топ-10». Многие высылаемые новозеландцы «прожили в Австралии большую часть или даже всю жизнь», при этом при депортации их разлучают с семьями, указывает газета. Всего же в Австралии живет порядка 600 тыс. уроженцев Новой Зеландии — то есть около 10% ее населения.

Питерс, заняв на время пост главы правительства, вновь упрекнул Канберру в подобной практике. «Когда вы находитесь в другой стране, предполагается, что вы соблюдаете их законы, — заявил и.о. премьера 24 июля, передает New Zealand Herald. — Однако до того, как высылать кого-то из страны, в отношении такого лица должен проводиться суд». За несколько дней до этого выступления новозеландский министр юстиции Эндрю Литтл, которого вместе с Питерсом позвали в эфир австралийского канала АВС, подчеркнул, что подобные иммиграционные меры «явно идут вразрез с любыми гуманистическими идеалами». Канберре пришлось ответить: по словам австралийского министра по делам иммиграции Питера Даттона, соседнее государство, в свою очередь, гораздо меньше участвует в совместных проектах в сфере обороны.

Сладкий спор

В целом же Австралия и Новая Зеландия, конечно, во многом связаны друг с другом — «ссоры из-за происхождения национальных символов обычно возникают между гражданами двух стран, которые обычно без озлобленности конкурируют в культуре и спорте», отмечает Reuters. Одно из таких «соревнований» посвящено актеру Расселу Кроу. Хотя у кинозвезды новозеландское гражданство, большую часть жизни он провел в Австралии, а славу заработал, понятное дело, в Голливуде. Работа на американской «фабрике грез», впрочем, не мешает двум тасманийским государствам упорно спорить, чего в Расселе больше — новозеландского или австралийского.

Рассел Кроу во время интервью

Фото: Global Look Press/Flavio Lo Scalzo

Еще более давний спор — о происхождении десерта «Павлова», названного так в честь знаменитой русской балерины. В 1926 году Анна Павлова побывала с гастролями в Австралии и Новой Зеландии, и считается, что десерт из безе, взбитых сливок и фруктов появился во время именно этого турне. Угощение является неотъемлемой частью национальной кухни обеих стран и, хотя подается в кафе и ресторанах круглый год, считается обязательным атрибутом праздничного стола на Рождество, которое по понятным причинам в Южном полушарии приходится на середину климатического лета.

Австралийцы убеждены, что рецепт «Павловой» появился в 1935 году, а разработал его повар Берт Саше, работавший в отеле Esplanade в Перте. Новозеландцы отстаивают другую точку зрения — профессор Элен Лич из Университета Отаго утверждала, что обнаружила новозеландский рецепт десерта, датированный еще 1929 годом, писала Русская служба Би-би-си. Впрочем, этот спор, как, вероятно, и дискуссия о флаге, может иметь довольно оригинальное решение. Во всяком случае, гастрономический портал Good Food в 2015 году рассказал о выводах, к которым пришла «межгосударственная» группа экспертов в составе новозеландца Эндрю Пола Вуда, пишущего об искусстве автора, и австралийки Аннабель Утрехт, работавшей в сфере массмедиа. Проведя колоссальную исследовательскую работу, они заключили, что вообще-то «Павлова» — десерт американский, а основан он на австрийских или немецких рецептах, составленных в XVII–XVIII веках в Европе при династии Габсбургов.

В любом случае ожесточенные споры о происхождении того или иного блюда вряд ли уместны за пределами кухни. «Павлова» — это «международное блюдо, а Австралии и Новой Зеландии посчастливилось стать его хранителями», отметил Вуд. По его словам, десерт «настолько прочно укоренился в сознании двух народов, что убрать его оттуда просто невозможно».

 

Читайте также
Прямой эфир