Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил об активном развитии многопланового партнерства между РФ и КНДР
Политика
В Госдуме указали на агонию США из-за геополитического проигрыша в Африке
Мир
Путин указал на попытки США затянуть конфликт на Украине
Мир
США приостановили соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией
Экономика
Расходы бюджета на обслуживание госдолга рекордно приросли в I квартале
Мир
В Белом доме назвали условие для вступления Украины в НАТО
Общество
На Сахалине завершили работы по очистке трассы от схода селя на 70%
Мир
Азаров допустил снижение возраста мобилизации на Украине до 18 лет
Общество
Синоптики спрогнозировали грозу и до +26 градусов в Москве 18 июня
Общество
СК возбудил дело после случаев отравления едой в Татарстане
Мир
Иностранцы начали подавать заявки на обмен замороженными активами с россиянами
Мир
В США предупредили Зеленского о возможной потере Киева
Общество
МВД РФ опровергло информацию о массовых ошибках в загранпаспортах россиян
Общество
Появились кадры затопленных улиц после ливня в Москве
Общество
В УК хотят ввести статью за незаконную выдачу гражданства РФ
Общество
На Крымском мосту временно приостанавливали движение
Происшествия
Во Владимирской области произошел пожар в кафе

В «Сколково» создают цифровую платформу для горняков

Рабочие места для управления горнодобывающей техникой можно вынести за тысячи километров от места добычи
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Первую в России цифровую платформу для горнодобывающей отрасли создают в «Сколково». Она позволит с помощью технологий искусственного интеллекта и машинного обучения автоматизировать все этапы горной добычи: бурение и взрывные работы, доставку сырья, дробление и обогащение полезных ископаемых. В частности, беспилотная и дистанционно управляемая техника (самосвалы, экскаваторы, погрузчики, бульдозеры) будет интегрирована в единую цифровую систему управления горнотранспортным комплексом. Перевод добычи полезных ископаемых на роботизированные производственные процессы и беспилотный транспорт позволит освободить значительное количество россиян от тяжелой и вредной работы.

Разрабатываемый в «Сколково» проект «Интеллектуальный карьер» предусматривает внедрение беспилотного транспорта и робототехники на самых трудоемких участках открытой добычи твердых полезных ископаемых.

— Пока во всем мире на асфальтированных дорогах еще только ставятся первые эксперименты с беспилотным транспортом, мы в горной отрасли уже начали самое настоящее внедрение самосвалов без водителя, — рассказал «Известиям» руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» IT-кластера фонда «Сколково» Павел Кривозубов. — Нынешней осенью в России на нескольких карьерах беспилотные машины уже начнут возить добытый уголь в ежедневном рабочем режиме.

Но «Интеллектуальный карьер» — это не только беспилотные самосвалы. Как рассказал «Известиям» руководитель проекта, исполнительный директор компании-резидента «Сколково» VIST Robotics Николай Одинцев, система управления горным производством позволяет обойтись вообще без присутствия людей в зоне активных работ карьера. Помимо автономных самосвалов, «Интеллектуальный карьер» предусматривает дистанционное управление всей остальной горнодобывающей техникой. Экскаваторами, бульдозерами, погрузчиками будут управлять операторы из удаленного офиса. В простейшем случае это будет офис горнодобывающего предприятия, расположенный неподалеку от карьера. Человеку больше не придется работать в трудных, опасных и крайне вредных для здоровья условиях внутри карьера. Но по мере развития «Интеллектуального карьера» можно будет пойти еще дальше — вынести рабочие места для управления горнодобывающей техникой за тысячи километров от места добычи, в большие города. Это радикально изменит экономику отрасли и решит многие социальные проблемы.

— Появляется реальная возможность отказаться от моногородов вокруг горнодобывающих предприятий, — считает Николай Одинцев. — Подавляющее большинство работников отрасли сможет жить в больших городах, в нормальных бытовых условиях. А в случае необходимости «переброска» трудовых ресурсов с объекта на объект за тысячи километров будет целиком осуществляться программным образом внутри системы и занимать несколько минут.

Но экономия будет достигаться не только за счет удаленного проживания работников. Неочевидный на первый взгляд выигрыш в себестоимости добычи получается еще и благодаря тому, что при отсутствии в карьере живых людей можно будет ослабить требования к проектированию склонов карьера: теперь возможность их обрушения не угрожает ничьей жизни, а значит, перестраховываться необязательно. На практике это означает гигантскую экономию на транспортировке пустой породы: вывозить ее придется на порядок меньше, если спроектировать склоны чуть-чуть покруче.

Впрочем, на первом этапе внедрения «Интеллектуального карьера» горняков заботит даже не это.

— У нас в Кузбассе уже сегодня ощущается дефицит профессиональных кадров, и он продолжает нарастать, — рассказал «Известиям» генеральный директор кемеровской компании «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев. — Хронически не хватает, например, квалифицированных водителей. И мы надеемся с помощью роботизации в первую очередь компенсировать эту диспропорцию на рынке труда.

К тому же условия труда в карьере (задымленность, пыль, вибрация) исключают возможность работы там женщинам. Управлять же группировкой карьерных самосвалов из чистого светлого офиса может даже кормящая мать, и, по мнению горняков, с такой работой женщины справятся даже лучше, чем некоторые склонные к нарушению трудового режима мужчины-водители.

 

Прямой эфир