Почти двум десяткам регионов осенью этого года предстоит провести выборы губернаторов. Экономический и социальный потенциал у субъектов очень разный, соответственно разные и стартовые условия. Ставка в избирательных программах глав субъектов, скорее всего, будет делаться на строительство, восстановление социальной инфраструктуры и создание инвестиционного климата. Проекты программного развития страны уже обкатаны в президентской программе и будут успешно использованы в губернаторских выборах. Но главная интрига политической драматургии избирательного сезона заключается в результате, то есть в политических установках федерального центра.
Сентябрьские выборы губернаторов станут интересным продолжением президентской кампании. Кандидаты, поддерживаемые вновь избранным президентом, должны получить результат. Мы помним полугодовую дискуссию о явке и большинстве, которые были выполнены с успехом. Как будет реализован план в этот раз? И самое интересное — какой результат необходим с учетом того, что сценарии губернаторских кампаний будут двух видов: плебисцитные (инерционные) и сложные (возможно, конкурентные)?
Должна ли быть явка высокой, а голосование за основного кандидата предельным или достаточно соблюсти формальности (низкая явка при умеренном голосовании «за») — самые интересные драматургические линии предстоящего сезона.
Для инерционных кампаний ответ очевиден. При ярко выраженном основном кандидате — например врио, получившем поддержку президента — явка будет такой, какую позволят технологические возможности и способности команды, а результат высоким. Так будет во всех регионах, где планируют так или иначе решить вопрос с региональной элитной оппозицией, которая имеет склонность выражать свое недовольство в предвыборном торге. Это часто и составляет суть любых выборов. Такими избирательные кампании могут стать в Ивановской, Воронежской и Нижегородской областях.
Ко второму виду кампаний — сложному, очевидно, тяготеют Кемеровская и Новосибирская области, причем каждая по-своему. Если в Новосибирской есть уже альтернативный кандидат, то в Кузбассе процесс формирования еще только начался. Ситуация в Кемеровской области отягощается еще и тем, что одновременно будут происходить выборы в местное законодательное собрание, спикером которого стал теперь Аман Тулеев. Причем это не означает, что проблемы в этих регионах нельзя будет решить на этапе подготовки к выборам. В прошедшей губернаторской кампании 2017 года такие примеры были — Бурятия и Свердловская область.
Москва и Подмосковье — это гибридные истории первого и второго типа — при наличии основного кандидата кампании здесь не могут не быть по форме первого типа, скрывая в себе все признаки второго. Их успех, конечно, будет во многом зависеть от политического менеджмента. Груз накопленных «багов» надо систематизировать и решать. Регионы переплетены между собой многими общими проблемами, и одновременные выборы в них — это дополнительное усложнение, требующее синхронизации кампаний основных кандидатов по ключевым хозяйственным вопросам.
Думаю, внутриполитический блок администрации президента, который курирует этот вопрос, пойдет по дороге подтверждения и развития успеха, который был достигнут в марте на президентских выборах. Они будут использовать инерцию этой победы. При этом обстановка и настроения в обществе, очевидно, будут меняться, что потребует более разнообразных подходов при разработке стратегий основных кандидатов, которые пойдут на выборы 9 сентября.
Автор — председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества