Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По итогам 2017 года Россия вышла на первое место по посещаемости кинотеатров среди всех стран Европы. Во многом это следствие увеличения количества залов: на данный момент их общее число составляет 4786. Достигла пика насыщенность кинотеатрами в мегаполисах, появились современные площадки в менее крупных городах России, и даже населенные пункты с населением до 100 тыс. человек благодаря государственной программе поддержки кинематографа получили возможность смотреть фильмы не с компьютера и не на простыне вместо экрана.

Пропорционально выросла и посещаемость. Около 212 млн раз россияне посетили кинотеатры в 2017 году, заплатив более 53 млрд рублей — рекордная сумма. Но еще больше всех удивило российское кино, которое также достигло рекордных сборов в прокате — почти 13 млрд рублей. Таким образом, настоящим годом российского кино стал 2017-й, а не 2016-й, который был им объявлен.

Однако сложно утверждать, что таких показателей отечественной киноиндустрии удалось достичь только за счет роста аудитории. Есть и другой фактор: те, кто и раньше ходили в кино, стали посещать кинотеатры чаще. Но, что еще интереснее, наметилась тенденция к повышению среднего возраста публики. Из проведенного недавно исследования ВЦИОМа следует, что если год назад люди старше 35 лет составляли четверть зрителей кинотеатров (24%), то сейчас — почти треть (33%).

Важным свидетельством возрастных изменений аудитории стал рост популярности семейного кино (в противовес предыдущему доминированию подростковых блокбастеров). Лидерами проката в 2015 году были «Миньоны», в 2016-м — «Зверополис» и «Тайная жизнь домашних животных», в 2017-м — «Пираты Карибского моря и «Последний богатырь». Даже «Викинг» и «Движение вверх» (основную кассу фильм заработал в 2018 году) можно назвать семейными картинами, только в данном случае скорее постоянные кинозрители водили на них не детей, а родителей.

Однако чем старше становится массовый зритель, тем сложнее ему угодить. Не зря в последнее время всё большим спросом пользуются оригинальные проекты, на экраны кинотеатров стали выходить ретроспективы, фестивальные фильмы, трансляции театральных постановок. В Москве и Петербурге не первый год при полных аншлагах проходят тематические фестивали и лектории с участием известных критиков. Франшизы, хоть и остаются безусловно привлекательными, однако уже не задают тон. Если раньше цифры 2, 3 и далее в названии фильма было достаточно для успеха, то теперь сиквелы уже не бьют рекордов, а, например, в пятерке лидеров за 2016 год вообще все картины оригинальные.

С одной стороны, это хорошо. Взрослая публика всё чаще находит интересные для себя проекты и уже не воспринимает кинотеатры как чисто подростковую территорию. Но с другой стороны, для индустрии это вызов, ведь такая аудитория не торопится посмотреть новинки в день выхода или в первый уикенд. Зрители среднего и старшего поколения следят за рецензиями и отзывами в интернете, прислушиваются к мнению своих знакомых, совершают меньше спонтанных походов в кино. Возникает отложенный спрос, который приводит к неопределенности в репертуарном планировании.

И это снова ставит перед киноиндустрией вопрос о привлечении аудитории, только теперь уже не возрастной, а, наоборот, молодой. Эпоха сменилась, и оказалось, что для «поколения Z» кинотеатры — уже не главное развлечение. Нынешние подростки, погруженные в мир гаджетов, потребляют огромное количество аудиовизуального контента через интернет. Бесконечные YouTube-каналы, ролики, клипы, онлайн-трансляции — всё это занимает время, которое раньше молодежь могла провести в кинотеатре.

Кроме того, имея клиповое мышление, молодые люди уже с трудом могут смотреть длинные планы, следить за сложными диалогами. Поэтому один из главных вопросов, который стоит сейчас перед киноиндустрией, — заинтересовать молодежь.

Есть и еще один важный фактор, который влияет на посещаемость кинотеатров аудиторией младше 18 лет. Возрастные ограничения на иностранные картины намеренно завышаются, и молодежь, даже «имея желание, не имеет возможности» на них попасть. Так, например, фильм с мировым рейтингом «13+» в России получает ограничение «16+» (всегда выше, но никогда ниже), а значит, аудитория с 13 до 16 не может попасть на кино без сопровождения.

Для решения этой проблемы необходим диалог киноиндустрии с государством, равно как и для продвижения похода в кино, позиционирования его как познавательного и полезного времяпрепровождения. Государство не может сделать поход в кино «модным», это задача кинобизнеса, но поддерживать инициативы индустрии — например, включить историю кинематографа в школьную программу — уже просто необходимо. Ведь если вырастет поколение, не привыкшее ходить в кино в юном возрасте, они точно не придут, когда станут старше, и не приведут своих детей. Получится замкнутый круг.

Вернув в кинотеатры взрослых зрителей, важно теперь не потерять молодежь. Тогда и в будущем мы увидим новые рекорды и победы отечественной киноиндустрии.

Автор — киноменеджер, президент сети кинотеатров КАРО

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир

Загрузка...