Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Миф о том, что российская молодежь не ходит на выборы, сильно преувеличен. По статистике люди от 14 до 24 лет составляют всего 11% от общей численности населения страны. Тех, кто имеет право голосовать, еще меньше. То есть в абсолютных цифрах пришедшие на выборы молодые люди растворяются в толпе среднестатистического российского электората. В результате нам кажется, что молодежи на избирательных участках нет. Однако, посмотрев на актуальные исследования, мы увидим, что современная российская молодежь достаточно активна.

Так, например, согласно данным «Электоральной панели 2011–2012» ВЦИОМа, в 2012 году в выборах президента России приняло участие 68% студентов и учащихся. В этом году, по данным экзит-пола ВЦИОМа, на президентских выборах проголосовало 66% молодежи. Другими словами, молодые люди как ходили на выборы, так и ходят. А вот их мотивация при этом качественно изменилась.

Пришедшие на избирательные участки 18 марта — последние из поколения Y и первые из поколения Z. Поколение «дзен» — те, кто не представляет свою жизнь без постоянного выхода в интернет и оценивает успешность количеством лайков и подписчиков в Инстаграме. Они делают только то, что сейчас модно. Накануне выборов мы проводили фокус-группы со студенческой молодежью. Практически все наши респонденты однозначно сказали, что собираются голосовать. Многие при этом отмечали, что интерес к выборам в их среде — тренд. Мода на политику для них в последнее время ничуть не уступает моде на здоровый образ жизни, правильное питание и участие в «бешеных сушках».

При этом почти никто из наших респондентов не рассматривает выборы как акт гражданской ответственности. Для них это прежде всего «интересная фишка», в которой они никогда еще до этого не участвовали и им «прикольно посмотреть», как это всё происходит, сделать селфи, выложить пост в социальной сетях. Выборы, как и любое массовое мероприятие — митинг, акция, концерт звезд, — возможность идентифицировать себя с частью большой «тусовки».

Мода побуждает молодежь знакомиться с программами кандидатов, смотреть политические дебаты, анализировать послание президента Федеральному собранию. Они знают не только Владимира Путина, Владимира Жириновского, Ксению Собчак, но и могут рассказать про опыт руководства совхозом имени Ленина Павла Грудинина или даже предметно поспорить с программой Максима Сурайкина.

Здесь, с одной стороны, нам очень повезло, что молодежь наконец-то заинтересовалась политикой, а с другой стороны — надо понимать, что любая мода очень быстротечна, поэтому нельзя ее упустить. Молодежь нужно активно вовлекать в общественную жизнь: включать в дискуссии по развитию регионов, созданию комфортного пространства, профессиям будущего.

Так, например, в Красноярске молодых людей надо активно интегрировать в обсуждение проблем экологии, ведь их действительно волнует режим «черного неба». В Казани можно доверить разработку проектов по привлечению туристов: студенты очень гордятся своим городом и хотят, чтобы в него приезжали из других городов и стран. А в Белгороде молодежь готова активно участвовать в проектах по развитию индивидуальных фермерских хозяйств.

Города и регионы должны обратить внимание на свою молодежь. Причем не по остаточному принципу и не с позиции социальной «дедовщины»: это поколение очень хорошо чувствует любую имитацию. Молодые люди должны стать полноценными участниками взрослого разговора. Они должны увидеть, что их мнением интересуются не для галочки и формальных отчетов, а чтобы переделать жизнь страны под новые требования — запросы людей, которым, собственно, в ней жить и развиваться. Поэтому если начинать диалог, то только живой и настоящий. По «не-настоящему» с ними не получится.

Автор — заведующая лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир

Загрузка...