Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Защита владельца «Волгонефти-239» заявила о невозможности танкера уйти на стоянку из-за шторма
Политика
Политолог указал на намерение Трампа заработать на помощи Европы Украине
Мир
Посол РФ заявил о прогрессе в товарообороте между Россией и Бразилией
Авто
Автомобили Xiaomi могут начать продавать в России официально
Общество
Путин отметил любовь зрителей к актеру Олегу Стриженову
Мир
СМИ сообщили о массовом побеге украинцев из Польши в ФРГ
Спорт
Свиридченков назвал Иглесиаса довольно серьезным противником
Происшествия
В Нижнем Тагиле женщина разыграла свое похищение ради вымогательства денег
Мир
СМИ узнали о вывозе раненых наемников из США с Украины фондом дочери Келлога
Мир
Глава МВД Латвии заявил о возможности закрыть границу с РФ за несколько часов
Мир
Трамп приказал уволить членов советов военных академий США
Мир
В оппозиции Румынии посчитали отставку президента Йоханниса своей победой
Мир
В McDonald's заявили о рекордном падении продаж в США за последние пять лет
Происшествия
Два человека пострадали при атаке дрона ВСУ на автомобиль в Запорожской области
Мир
Президент Боливии получил приглашение на празднование 80-летия Победы
Мир
В Великобритании назвали сокрушительным ударом введение Трампом пошлин на металлы
Авто
В Китае сообщили о возможном появлении нового крупнейшего автопроизводителя

Летопись московского концептуализма

Книга Иосифа Бакштейна рассказывает об эволюции неформального отечественного искусства
0
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Издательство AdMarginem выпустило книгу Иосифа Бакштейна «Статьи и диалоги». Сборник материалов разных лет создает мозаичный портрет не только самого автора — одного из главных действующих лиц современной российской арт-среды, — но и целой эпохи отечественного искусства.

Искусствовед, куратор, основатель и почетный комиссар Московской международной биеннале, директор Института проблем современного искусства, регулярный участник рейтинга «Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве». У Бакштейна много регалий, но они не отражают главного: он был свидетелем и непосредственным участником процесса формирования постсоветской отечественной арт-среды.

Еще в 1970-е тусовался в коммунальных квартирах и чердачных мастерских с молодыми тогда Кабаковым, Монастырским, Приговым, Наховой, организовывал первые выставки их творчества, писал тексты о новом искусстве, разъясняющие его суть для неофитов и в то же время предлагающие основательное культурологическое осмысление. А затем — преподавал в Институте проблем современного искусства и продвигал уже новое поколение художников, имена которых сегодня громко звучат и в России, и за рубежом, — Ирину Корину, Таус Махачеву, Анну Желудь и других.

Всегда в центре водоворота событий, Бакштейн до сих пор не выпустил ни одной монографии, хотя и написал множество статей. В 2015 году в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга «Внутри картины. Статьи и диалоги о современном искусстве» — сборник текстов и расшифровок публичных выступлений Бакштейна разных лет. Новое издание на первый взгляд повторяет этот рецепт, избегая, впрочем, пересечений с предшественником. Но на самом деле фокус иной — на сами выставки, а не на теоретическую работу.

Основную часть книги занимает раздел «Избранные выставки». Проекты, организованные Бакштейном с 1987 по 2011 год, представлены в хронологическом порядке, причем, помимо описаний, это еще и архивные фотографии. Не всегда по ним можно понять замысел художников, да книга и не претендует на статус каталога. Но дух события и самой эпохи иллюстрации и тексты передают отлично.

Вот, например, знаменитая выставка 1988 года в мужском отделении Сандуновских бань. «Мы хотели провести выставку в каком-то необычном, непредсказуемом месте. Это была реакция на новую ситуацию перестройки, когда стало можно делать выставки, но не было помещений. Мы пошли к директору бани, и он разрешил провести выставку, тогда было такое безумное время, когда любые абсурдные идеи были возможны», — поясняет Бакштейн. И тут же приводятся черно-белые фотографии, на которых запечатлены не только экспонаты, но и посетители.

Не менее знаковый проект — в Бутырской тюрьме (участвовали, кстати, такие корифеи, как Олег Васильев, Виктор Пивоваров, Илья Кабаков). Это уже 1992 год. Куратор делится своими впечатлениями, вспоминает про скользкие от пролитой баланды коридорные полы, специфический «запах страданий». И признается, говоря о вернисаже: «Смешанная толпа из журналистов, художественной общественности и заключенных — я считаю, один из высших моментов из всего того, что я делал».

Процесс, в котором участвовал Бакштейн, — не только художественный, но, шире, социальный. Отечественный концептуализм, во времена застоя глубоко маргинальный, тогда заявил о себе в широком публичном поле. И экстравагантные выставки-акции рубежа 19801990-х, а затем и Московская биеннале сыграли в этом не последнюю роль. Новая книга позволяет проследить этот процесс «по горячим следам», увидеть его глазами одного из главных персонажей, а заодно и задуматься над тем, какое место современное искусство занимает в нашем мире сегодня.

 

Читайте также
Прямой эфир