Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Где-нибудь в третьем подъезде на пятом этаже живет бабушка Валя. Ее дети далеко, а может быть, детей и вовсе нет, поэтому бабушка Валя очень одинока. У нее дома неопрятно, даже грязно, потому что сил у хозяйки на все не хватает. Каждый раз, когда нужно купить продукты, она медленно-медленно идет до магазина, переживая за каждый шаг: «Кто поможет встать, если сейчас упаду? Кто покормит кошку, если со мной что-то случится?» Соседи бабушке Вале не помогают — не со зла, просто в панельной многоэтажке, где она живет, никто никого не знает.

Мы часто не подозреваем, что рядом с нами, этажом выше или ниже, живет человек, который нуждается в помощи. Но даже если и знаем, вопросов не меньше: как предложить помощь, чтобы никому не было неловко, как понять, какая именно помощь нужна. Эти вопросы помогают решать добровольческие организации. 

5 декабря в России впервые массово отмечается День волонтера. Это важный шаг к тому, чтобы сформировать в обществе правильное отношение к добровольчеству как у самих будущих волонтеров, так и у тех, кто получает их помощь. Кстати, если раньше понятия «доброволец» и «волонтер» отличались на законодательном уровне, то сейчас и де-юре, и де-факто они являются синонимами. 

Добровольцы социальной сферы могут помогать в учреждениях или на дому. В обоих случаях их ждут определенные трудности. В учреждениях, например, руководство больницы или интерната может не чувствовать потребности в добровольцах и воспринимать их как обузу. Тем не менее в России большинство волонтеров помогают именно в учреждениях — в больницах, детских домах, интернатах, хосписах. Хотя, как мне кажется, потребность в волонтерах на дому выше, чем в учреждениях. Сколько их — одиноких бабушек, которые с трудом могут дойти до собственной кухни; инвалидов, которые не могут выйти из дому, потому что нет подходящей коляски или в подъезде просто нет пандуса? Они могут жить совсем рядом с вами, в соседнем подъезде, но для обычных людей они — невидимки. Если человек лежит в больнице, мы знаем, что ему обеспечивается хотя бы минимальный, самый необходимый уход, а вот дома, особенно если человек одинокий, все может быть гораздо печальнее.

Очень часто наши подопечные на дому — это люди с трудной судьбой и сложным характером, с которыми нелегко наладить контакт. Многие из них не до конца понимают, кто такие волонтеры, и воспринимают их как бесплатную рабочую силу.

Поэтому люди, решившие стать волонтерами, должны быть готовы к тому, что далеко не всегда в ответ на свою помощь получится услышать от подопечного слова благодарности. Для многих «неблагодарность» человека, которому они помогают, становится настоящим испытанием.

Правда, если для человека добровольчество — это осознанный шаг в саморазвитии и духовном росте, то становится не важно, «добрая» или «злая» бабушка достанется ему в подопечные. Не ждать отдачи и благодарности — это очень правильный подход, до которого, конечно, еще нужно дорасти.

Казалось бы, что может быть проще — захотеть помогать, найти одинокую пожилую соседку и начать ее опекать. Такой сценарий возможен, но «добровольчество в одиночку» чревато тем, что учиться придется на собственных ошибках. Этого можно избежать, если стать членом уже сложившейся добровольческой организации. Например, задача нашей службы — не только удовлетворить все просьбы нуждающихся, распределив имеющихся волонтеров, но и подготовить их к трудностям, предупредить о возможных ошибках, научить соизмерять свои силы, чтобы благородный порыв помогать не иссяк спустя месяц.

Люди, которые звонят нам, нуждаются в будничной, рутинной помощи по дому. Это одинокие старики и инвалиды, которым нужно, чтобы кто-то убрался дома; инвалиды, которые не могут сами помыться; матери-одиночки, которые живут в ветхой квартире и не могут справиться с ремонтом. И, несмотря на то что служба добровольцев «Милосердие» довольно крупная (более 1200 волонтеров), мы каждый день сталкиваемся с тем, что таких просьб гораздо больше, чем рук, которые могут помогать.

Это вовсе не значит, что в нашей стране мало людей, неравнодушных к чужой беде. Напротив! Чрезвычайные ситуации, такие как стихийные бедствия, показывают, что большинство людей рады и готовы помогать тем, кто попал в беду. Так, во время пожаров в 2010 году Церковь организовала помощь людям, оказавшимся в зоне бедствия. Тем летом около 8 тысяч добровольцев подключились, чтобы поддержать нуждающихся! Потом были Крымск, Дальний Восток, и каждый раз к помощи потерпевшим присоединялось огромное количество людей. Но пожары и наводнения, к счастью, случаются не так часто, в то время как одинокие старики и инвалиды есть всегда, причем совсем рядом с нами.

Автор — руководитель службы добровольцев «Милосердие»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир