Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава МВФ назвала сумму необходимого внешнего финансирования Украины
Мир
В Иране заявили о выявлении дислокации всех ядерных объектов Израиля
Мир
США ввели санкции против 16 физлиц и двух юрлиц из Ирана
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Мир
Замглавы МИД РФ указал послу Израиля на важность сдержанности на Ближнем Востоке
Мир
Аэропорт Дубая вернется к полноценной работе в течение 24 часов
Мир
Аргентина выразила желание стать глобальным партнером НАТО
Общество
Аксенов назвал поддержку военнослужащих СВО главной задачей в Крыму
Армия
ВС РФ улучшили положение по переднему краю на донецком направлении
Мир
СМИ сообщили о временной блокировке TikTok в Киргизии
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Общество
Минтранс Подмосковья призвал водителей сократить поездки в непогоду
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 987 см
Экономика
Финансовый аналитик спрогнозировал рост курса биткоина во II квартале
Общество
Российские авиакомпании выполнили все задержанные накануне рейсы из Дубая
Мир
В Финляндии предложили ужесточить порядок получения гражданства

Неравные возможности

Депутат Оксана Пушкина — о демографической яме и дискриминации женщин
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня в России нет ни одного государственного образовательного учреждения по подготовке специалистов в области демографии. В отличие от многих стран, где такие институты давно и эффективно работают. Между тем статистика в этой сфере удручающая. В 2016 году упала рождаемость в регионах — на 51 тыс. человек за год. Это самый высокий показатель за последние пять лет. 

Через несколько лет удельный вес пожилого населения увеличится настолько, что даже при снижении относительной смертности его абсолютные показатели будут только расти. Людей трудоспособного возраста станет меньше. И если демографическая динамика останется на нынешнем уровне, то к 2024 году страну ждет увеличение демографической нагрузки до 1 тыс. нетрудоспособных на 1 тыс. трудоспособных. 

Надеяться в этой ситуации на государство — замечательно, но в первую очередь надо рассчитывать на себя. И тут уже впору напомнить о том, что рождаемость напрямую зависит от самочувствия женщины. Не только психологического, но и социального. Достойная работа и возможность доверить своего ребенка надежным и профессиональным людям — одна из основ повышения демографии.

Однако женщины — до сих пор самое уязвимое звено в трудовых отношениях, дискриминация по половому признаку в нашей стране, к сожалению, не пустой звук. Оплата труда женщин и мужчин в равной должности зачастую не совпадает. Статистика — вещь упрямая: премиальная часть, которую женщинам начисляют к окладу, урезается вдвое. За ту же работу они получают 46% от размера средней начисленной премии у мужчин. Российский Трудовой кодекс гарантирует равные права, но не равные возможности. Его общих положений недостаточно, чтобы защитить женщин. Даже на руководящих должностях каждая пятая женщина сталкивается с дискриминацией.

На собеседовании вам говорят: «Вы идеально нам подходите по квалификации, но мы вас не возьмем — слишком симпатичная, будете отвлекать мужчин!» Сексизм. Вас увольняют потому, что вы носите размер одежды 48, а не 46, хотя мужчины на этой же работе могут носить и 54. Лукизм. Начальник или коллега донимает вас своим нежелательным вниманием на работе, «делает авансы» или откровенно пристает! Сексуальное домогательство. Вас не берут на работу или не повышают потому, что вы молодая женщина, а значит, по мнению работодателя, непременно уйдете в декрет в ближайший год. Или вам просто запрещено работать в этой области, потому что «корчевание пней» может сильно повредить вашей репродуктивной функции («список запрещенных для женщин профессий» с 1978 г.). Всё это — дискриминация по половому признаку.

Женщины составляют большинство специалистов высшего уровня квалификации (25,5% женщин против 15,5% мужчин, по данным Росстата) и меньшинство (6,9%) руководителей. Меньше 10% занимают ключевые руководящие позиции. Женщины-руководители — это не генеральные директора, и даже не исполнительные или коммерческие, а в основном кадровики и бухгалтеры.

При этом женщины-сотрудники в среднем более образованные (37,2% женщин против 29,9% мужчин с высшим образованием), дольше работают в одной компании. Кроме того, есть финансовые несоответствия в оплате традиционно женских и мужских областей труда. Мужские, — например, добыча полезных ископаемых — оказываются самыми высокооплачиваемыми. А женские — здравоохранение (79,2% женщин-работников) и образование (76,7% женщин-работников) — оплачиваются плохо.

Пора перестать закрывать глаза на проблему, оправдываясь равенством прав граждан по Конституции или опросами в стиле «женщины сами не хотят». И уж тем более квазинаучными теориями в духе евгеники «половые признаки оправдывают неравенство в обществе». Нужен комплекс мер по решению проблемы. Можно поощрять работодателей, которые борются с гендерным неравенством и инициировать больше образовательных инициатив для женщин, которые помогли бы им освоить традиционно мужские области занятости — науку, технологии, инженерию, математику.

По данным Всемирного экономического форума за 2016 год, Россия занимает 75-ю строчку из 144 в рейтинге обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Мы между Венесуэлой и Румынией. На преодоление гендерного неравенства в экономике нам может понадобиться 170 лет. Кажется, начинать надо прямо сейчас.

Автор — зампредседателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир