Россия — богатая талантами страна. У нас великая литература, великая музыка, великий балет, выдающиеся достижения в архитектуре и изобразительном искусстве. Мир восхищается нашей культурой — и не только тем, что было в прошлом, но и тем, что происходит сейчас. Владимир Путин иронично сказал нам после совещания в Мариинском театре: «Между деятелями искусства и политики есть такой скрытый симбиоз, мы не можем друг без друга: вы мосты строите, мы сжигаем». Конечно, это касается не всех политиков, да и люди искусства по природе своей индивидуалисты. Но, действительно, мы, по-советски названные «деятелями культуры», поддерживаем связи с мировым сообществом, ищем точку схода, выстраивая перспективу.
В частности, на недавний Санкт-Петербургский культурный форум приехали ректоры двух замечательных академий — Рима, города, который оказал сильнейшее влияние на русских художников, скульпторов, архитекторов, и Копенгагена, где чтят историю, но ориентированы на современность. Мы заключили договор о сотрудничестве с Институтом искусств Мусашино, учитывая взаимный интерес и, конечно, государственную программу культурного обмена между Россией и Японией.
150 лет назад, в 1867 году, была принята международная конвенция о репродуцировании произведений искусства для музеев, воспроизведении шедевров в виде гипсов, фотографии. Конвенцию подписали англичане, немцы, французы, бельгийцы, шведы, итальянцы, австрийцы, датчане... От России ее подписал цесаревич Николай Александрович.
Кто-то скажет: зачем об этом вспоминать? Частный эпизод истории искусства. Ведь гипсы у нас рисовали еще в XVIII веке. Они приобретались без всяких конвенций. Просто все понимали их значение, пользу для академического воспитания. Но документ середины XIX века демонстрировал единство взглядов на культуру, музеи, образование. Классическое искусство тогда еще не назвали атавизмом, не тратили силы на борьбу с богами и героями, высеченными в мраморе или отлитыми в гипсе.
Пора избавиться от мифа о враждебном окружении. Конечно, во всех странах есть политики, решающие определенные задачи. Но, несмотря ни на что, мы видим, насколько наши зарубежные коллеги открыты к диалогу и доброжелательно настроены по отношению к русской культуре. Это и бизнесмены, и главы регионов — я встречался с главами Тосканы и Неаполя и видел, как они непредвзято настроены.
Но мы не должны останавливаться. Надо развивать образование, поддерживать талантливых художников. Об этом, в частности, шла речь на совещании в Мариинском театре. Важно, что эти вопросы сейчас поднимаются, и можно только поблагодарить президента за то, что он уделяет им внимание. Все-таки в нашей стране многое зависит от личности. И замечательно, когда эта личность способна слушать и слышать, воспринимать и адекватно реагировать.
Что мы предлагали? Переподчинить все творческие вузы Минкультуры, потому что там понимают их специфику; избавиться от чрезмерной бюрократии, бесконечной отчетности; проводить конкурсные процедуры, связанные с госзаданием, исходя из здравого смысла и, опять же, отнести это к компетенции Минкультуры. А еще необходимо улучшить материальную базу исторических вузов — тех, которым не нужно доказывать свою состоятельность. Речь не только об учебных классах, но и общежитиях. Потому что абитуриенты стекаются в них не только со всей страны, но и со всего мира. Наше образование по-прежнему ценится за рубежом.
Главным достижением нынешней «культурной политики» кажется свобода творчества, та, которой не было на протяжении всего XX века (исключение — краткие «оттепели», сменявшие страшные морозы). И — возможность коммуникаций с большим, столь разнообразным миром. Мы, конечно, без него проживем, не привыкать. Но следующему поколению трудно будет объяснить, почему так случилось.
После перестройки многие расслабились и считают, что возвращение к мрачному изоляционизму невозможно. Мне же кажется, что призраки прошлого совсем рядом. Поэтому не стоит расслабляться. И здесь важна консолидация деятелей культуры, без которой не возникнет «непоротого» поколения интеллигентов — тех самых художников, о поддержке которых так правильно говорили коллеги. И — конструктивный диалог с государством. Тогда и международное сотрудничество в сфере искусства будет развиваться, и новые поколения смогут достойно представлять великую русскую культуру.
Автор — ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, член Президиума Совета при президенте РФ по культуре и искусству, комиссар Павильона России на Венецианской биеннале
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции