Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Глыба по имени Шапен

Народный артист РСФСР Виталий Шаповалов полвека отдал Театру на Таганке
0
Фото: РИА Новости
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Легенды покидают Таганку. Театр сообщил о кончине народного артиста РСФСР Виталия Шаповалова. Это беда всколыхнула многих людей, не только близких актеру, но и тех, кто так или иначе связан с историей театра Юрия Любимова. Театра на Таганке.

Виталий Шаповалов работал в нем полвека. Ничего выше театра он в своей жизни не ставил. Сыграв главные роли в постановках Любимова, он так высоко поднял собственную планку в искусстве, что не изменял сцене даже с кино. В его послужном списке не так много киноработ. Но все они очень яркие.  

— Без Шаповалова не было бы Таганки, — рассказал «Известиям» «ветеран» Театра на Таганке Вениамин Смехов. — Всё, что делал Виталий Владимирович, —  одна большая театральная история, единая с этим театром и с его жизнью. Как правило, о больших артистах есть два-три мнения. О Филатове, Высоцком, Золотухине говорили разное. А о Шаповалове всегда только одно: «Ну, Шапен!» «Через букву «а» только», —  всегда уточнял Виталий Владимирович. Так его прозвали еще в Щукинском училище, так Шапеном он прожил всю жизнь.

В Театр на Таганке Виталий Шаповалов попал в 1968 году сразу после окончания «Щуки». Спустя три года Юрий Любимов и Давид Боровский решили инсценировать повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Главную мужскую роль в постановке они доверили молодому актеру Виталию Шаповалову. Спектакль сразу стал событием в театральной жизни столицы.

— Даже недоброжелатели и, грубо говоря, враги молодого Театра на Таганке выделяли эту постановку и прежде всего роль старшины Васкова в исполнении Виталия Шаповалова, — вспоминает Вениамин Смехов. —  Он тут же был вписан в первые ряды артистов страны. В прессе последовал мощный поток похвал. Это я четко помню. Он был выделен красной строкой тем впечатлением, которое произвел на зрителя. Виталий Шаповалов восхищал, удивлял, поражал. Можно говорить самые сильные слова, и это будет всё правда — была власть его необыкновенного дара актерского, музыкального, человеческого, который очень быстро сделал его имя дорогим для всех, кто любит театр. Если есть какие-то главные имена в истории советского театра, то это, бесспорно, Виталий Шаповалов.

Благодаря этой работе Шаповалов получил свое первое звание. А вот диплом Щукинского училища ему вручили только в 1994 году. Спустя 26 лет после окончания института.

— Виталий Владимирович получал свой диплом вместе со мной, — рассказала актриса Театра на Таганке Екатерина Рябушинская. — Он был глыба, большой человек, великий артист, и всякие бумажки ему были чужды. Он не состоял ни в профкоме, ни в СТД.

Виталий Шаповалов сыграл главные роли в спектаклях Любимова «Пугачев», «Борис Годунов». А еще он — Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите», Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Гузенков в спектакле «Живой».

Был в творческой биографии Шаповалова период, который на два года породнил его с театром «Современник». В 1985 году из страны был выслан художественный руководитель Таганки Юрий Любимов. Артисты остались одни. Каждый поступил, как велела совесть. Кто-то остался на Таганке и принял назначенного на должность худрука Анатолия Эфроса. Но были и те, кто решил, что Таганка без Любимова существовать не может.

— У нас была большая дружная семья, главой которой был Юрий Петрович, — вспоминает Вениамин Смехов. — И когда злые силы изгнали из страны нашего отца, для меня, Леонида Филатова и Виталия Шаповалова было естественно уйти вслед за ним. Думали вообще уйти из артистов. Но решили, что если и оставаться актерами, то идти только к «старшему брату». Нас принял близкий друг Таганки — «Современник».

Популярность актерам приносит кинематограф. Но в кино Виталий Шаповалов снимался нечасто. Как признаются друзья, был избирателен. Если зовут, но ему не интересно, скорее всего, откажется. Если не было ничего стоящего в кинематографе, а друг предлагал записать пластинку со спектаклем в хорошей компании, тут же соглашался. К микрофону его привлек Вениамин Смехов. Шаповалов вместе с Иннокентием Смоктуновским, Еленой Кореневой, Иваном Бортником принял участие в работе над звуковым диском-пластинкой «Было на свете сердце». А позже он согласился и на роль главного ежа. Смехов позвал артиста записать пластинку со сказкой «Жили-были ежики». 

Последние годы Виталий Шаповалов болел, и хотя по состоянию здоровья уже не мог играть в спектаклях, ему всё равно платили зарплату. Ведь даже на пенсию народного артиста не прожить.

— Лет 10 назад он сломал шейку бедра, и ему вставили протез, — рассказывает Екатерина Рябушинская. — Даже с такой травмой он выходил на сцену с костылем в «Мастере и Маргарите» и пел в «Высоцком». А через пару лет почувствовал, что ему тяжело. Сидел дома. На улицу опасался выходить. Виталий Владимирович был одиноким человеком. Его навещали сотрудники театра и бывшая жена Ирина. А недавно случилась беда, протез сломался, потребовалась замена и реабилитация.

— Театр нашел деньги, положили его на лечение в больницу управделами президента на 10 дней, — продолжает Екатерина Рябушинская. — После больницы требовались деньги на восстановление и на последующую операцию, рекомендованную врачами. Театр кинул клич. Люди стали перечислять на карточку актера деньги. Но случилось несчастье...

Поклонники собирали деньги на лечение, а получилось — на похороны. Прощание с Виталием Владимировичем Шаповаловым состоится в его родном Театре на Таганке 17 ноября в 10 утра. Похоронят народного артиста на Троекуровском кладбище.

 

Прямой эфир