Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В светлое будущее с «Энергией мечты»

Государственный исторический музей представил выставку, посвященную советской индустриализации
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Историческом музее проходит посвященная 100-летию революции выставка «Энергия мечты». Она продлится до 28 февраля. Экспозиция рассказывает о двух послереволюционных десятилетиях жизни страны, а главным экспонатом можно считать сам Государственный исторический музей.

2 (15) ноября 1917 года через неделю после штурма Зимнего дворца вооруженные большевики взяли Кремль. В результате боев также было занято здание Московской городской думы, в котором сейчас располагается музей. Как ни странно, но в ГИМ нет постоянной экспозиции, посвященной этому периоду. Большая часть экспонатов впервые демонстрируется посетителям. Всё пространство выставочного комплекса поделено на 12 разделов, объединенных тематикой и определенным временным отрезком. Самый масштабный — период Гражданской войны: агитплакаты «белых» и «красных», карикатуры на Троцкого, карта со следами крови Деникина...

— Революция стала серьезным потрясением, после которого страна прошла через ад Гражданской войны, общество было расколото. Но говорить о событиях тех времен только в негативе  нельзя. Все-таки революция породила и огромный энтузиазм народных масс. Поэтому нам захотелось отойти от показа конкретного революционного события и рассказать о переменах и преобразованиях, — пояснила «Известиям» научный сотрудник музея Елена Захарова.

Центральный зал экспозиции посвящен индустриализации. Впервые за многие годы выставлена картина Леонида Шматько «В.И. Ленин у карты ГОЭЛРО». Как иллюстрация великих строек коммунизма, о которых сейчас уже многие и не вспомнят. 

— 200 тыс. человек вручную месили бетон на Днепрогэсе, — рассказала куратор выставки Татьяна Колоскова. — Глядя на фотографии того времени, оторопь берет, как простые люди созидали такую махину. Практически никто не знает, что московское метро — это грандиозное сооружение — начиналось с двух мужиков с кайлом, которые отправились копать яму на Русаковской улице. 

В новой жизни советских людей должна была окружать новая архитектура. Поэтому Красную площадь хотели расширить, снеся исторические постройки, в том числе и здание музея. Для выставок Сталин оставлял Покровский собор — храм Василия Блаженного. А здание ГУМа должен был заменить дворец Наркомтяжпрома. Но гигантское строение осталось лишь в проекте, который тоже стал экспонатом выставки.

Один из самых красочных разделов посвящен советскому искусству. В запасниках ГИМ нашли уникальные экспонаты. Например, костюм Леонида Собинова, в котором он выходил на сцену Большого театра в опере Вагнера «Лоэнгрин». Есть подлинные вещи Марии Ермоловой, Антонины Неждановой и других знаковых артистов того времени.

Прямой эфир