Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Мир
В ООН заявили об отказе хуситов от вакцин на фоне распространения холеры в Йемене
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и районе Черноморска
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
В Польше организовали акцию против отправки войск на Украину
Общество
Гражданина Украины задержали в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Мир
На Украине сотрудник военкомата открыл огонь в попытках отбиться от группы людей
Общество
Власти сообщили о возобновившемся росте воды в Кургане

Государственный капитал присматривается к частному

Эксперт ЕАБР Алексей Лазарев — о преимуществах и рисках инструмента инфраструктурной ипотеки
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Инфраструктурная ипотека позволит расшевелить экономику, повысит интерес инвесторов. За последние несколько месяцев такое мнение стало почти аксиомой. Как это будет реализовано на практике? У бизнеса пока больше вопросов, чем ответов.

В июне на ПМЭФ президент РФ Владимир Путин обозначил необходимость повышения темпов роста экономики, в том числе за счет создания новых инструментов инвестирования, одним из которых как раз и призвана стать инфраструктурная ипотека. На первых порах речь может пойти об объектах транспортной и энергетической инфраструктуры.

Далее последовали комментарии и предположения экспертов о том, как же данный механизм будет работать. Схема может выглядеть «почти как государственно-частное партнерство  (ГЧП)», «объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит». Как расценивать такую новость финансовому сообществу? Скорее положительно, так как вопрос о создании новых путей инвестирования в значимые для граждан страны объекты инфраструктуры будет решаться на самом высоком уровне — своего рода сигнал рынку, что государство готово на диалог с потенциальными инвесторами и на реализацию этих проектов в целом.

Отрицательной стороной этого упражнения является риск траты времени на повторное изобретение велосипеда. Дело в том, что существующие в России формы ГЧП (пусть с пока еще несовершенной правовой базой), которые разрабатывались, опираясь на международную практику и модели, применяемые в странах — родоначальниках этого инструмента (Великобритания, Франция, Канада и др.), уже сейчас позволяют решать поставленные задачи. 

До того момента, пока официально не озвучены подробности того, как инфраструктурная ипотека будет реализована, бизнес пополняет «копилку» с вопросами — а это своего рода аналитическое обсуждение черного ящика.

Вопрос первый. Не лучше ли существующие механизмы законодательно сделать еще более действенными и тем самым создать благоприятные условия для бизнеса? На это уйдет меньше времени, чем на создание механизма с нуля.

Второй. С учетом развития рынка инструмент может быть эффективным, но при условии, что государство обеспечит дополнительный уровень поддержки. Будет ли госгарантия как заявленная опция такой поддержки эффективно работать? Это достаточно противоречивая обеспечительная мера: процесс ее получения трудоемкий и занимает много времени, а предъявление требований по такой гарантии может быть проблематичным ввиду необходимости выплат компенсации напрямую из бюджета РФ.

Третий. Создаст ли обеспечение в виде объекта инфраструктурной ипотеки, в рамках которой такая опция может быть реализована, дополнительный запас прочности для кредитора в проекте? Вероятнее всего, уровень ликвидности такого залога окажется невысоким, потому что оперативно его реализовать получится только непосредственно публично-правовому образованию.

Четвертый. На какой все-таки сегмент рынка и уровень капиталоемкости будет нацелена инфраструктурная ипотека? Вопрос актуален в свете создания фабрики проектного финансирования при ВЭБе, предполагающей реализацию проектов от 3 млрд рублей.

Пятый. Будут ли особые условия для финансирующих организаций, на которых они смогут предоставлять те кредитные продукты и по тем ценовым параметрам, которые бы выдерживала финансовая модель, отражающая экономику проекта?

Очень важно, чтобы все нововведения не были направлены лишь на то, чтобы решить проблему нехватки бюджетных средств. Иначе основной принцип ГЧП, который описывается во всех книгах и учебных пособиях, будет нарушен: ГЧП следует воспринимать более глубоко, чем, к примеру, обычную сделку проектного финансирования, прежде всего с позиции грамотного распределения, управления проектными рисками и интересами сторон, что в конечном итоге и дает ту самую экономическую выгоду от реализации проекта.

Какие возможные меры необходимо предпринять, чтобы сделать инфраструктурную ипотеку эффективным инструментом, способным помочь экономике? Ответ весьма очевиден: инвестор, заходя в проект, реализуемый «вдолгую», к тому же с наличием публично-правового образования в структуре, должен быть уверен как в завтрашнем дне, так и в прозрачных правилах игры, в которую он вступает. Как этого добиться? Законодательно обеспечить стабильность проекта на всем сроке его реализации, сведя к минимуму чувствительность от изменения различных факторов — макроэкономических, налоговых, бюджетных и т.д. Следующим немаловажным фактором является обеспечение финансирующих организаций целевыми ресурсами для кредитования бизнеса под проекты, а также смягчение требований ЦБ к нормам резервирования под такой вид кредитного продукта.

Только комплексное принятие мер позволит решить поставленные задачи, а способность идеи превратиться в полноценный, реализованный по новой схеме проект даст понимание, насколько принятые меры были эффективны.

Автор — эксперт Евразийского банка развития по вопросам государственно-частного партнерства

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир