Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мне хотелось бы, чтобы время, социум и силы фортуны отнеслись с максимальной бережностью к тем тенденциям, личностям, начинаниям, которые сегодня проявлены в разнообразном пейзаже нашей театральной культуры.

Мы имеем потрясающий потенциал, произошло театральное возрождение. С начала нулевых скопилось, обнаружило себя сегодня в персонах, личностях много всего, что так талантливо реализуется в современных спектаклях, в новой драме, новой природе существования актеров. Театральные поиски надо поддерживать, уделить им огромное внимание, потому что здесь залог будущего нашей отечественной культуры.

Прекрасно, что существует такая авторитетная и престижная награда в области театрального искусства, как «Золотая маска», это огромный инструмент развития, но для меня ясно, что по разным причинам премия сегодня переживает стагнацию. На территории этой премии столкнулись две тенденции: одна — ведущая к изменениям, другая — охранительная, связанная с бережным отношением к нашей театральной традиции.

Лучший оберег для традиции — поддержка той эволюции, которая из нее произрастает. Это тонкий, серьезный вопрос. Например, в премии существуют градации — музыкальный театр, драматический театр, есть эксперимент, куда сливаются необычные, не входящие в формат опыты. Форматирование, на котором зиждется природа такого рода премий, отстает от реального процесса приблизительно лет на 30.

Предпринималась попытка реформации премии, но она была остановлена очень сильной инерцией и в принципе завершилась очень компромиссным и неочевидным результатом. Но дело не только в личностях и в их представлении, важно понимать: то, что называется экспериментом, предстает в виде слона, из которого сделали муху.

Эксперимент — не лучшее слово для театра, любой спектакль является риском художественного проявления. Понятие «эксперимент» уместнее там, где происходит научный эксперимент, где оперируют кроликов во благо процветания человечества. В театре — это огромная территория, в которую сжалась до неразличимости современность как таковая. Поэтому, я думаю, было бы правильно  создать отдельную национальную премию, связанную с современным театром. Существует очень большое разнообразие, которое не может ужаться в рамки тех смотровых площадок, которые сегодня направлены на театр.

Театр сегодня для нашего отечества — это центральный вид искусства. Это государственный вопрос огромной значимости. Мы — носители и преемники театрального импульса, в первую очередь, конечно, европейского. Но открыты, как это свойственно отечественной культуре, и для Востока, и для Запада. Так было с Россией всегда, это обогащало и саму Россию, и другие народы.

Почему театр, а не кино? Театр — живое искусство, он имеет подлинную глубину проникновения во время и в душу человека. Театр — древнейшее искусство, которое зависит не от технологий, но от свойств людей, им занимающихся, а человек, несомненно, богаче любых технологий. Кино сегодня в отличие от театра — это скорее бизнес-индустрия, и она требует огромных вложений. Советский образ индустрии уничтожен, а новый пока не возник. Кино — огромный, долгий процесс. А театр же, в той метаморфозе, которая началась еще в перестройку, обнаружил свои возможности не только к выживанию, но и к развитию, порой на территории, противоречащей какому-либо развитию в принципе.

Есть мнение, что сегодняшний зритель не всегда понимает новые театральные формы. Но современный театр не объединяет людей понятием «публика», а осознавая, что зритель — это всегда отдельная личность, помогает ему пережить свое становление. Это процесс, необходимость которого выходит за рамки театра. Зритель оказывается путешественником на неизвестной территории.

Театр должен дождаться своего зрителя и помочь ему сориентироваться. Но уничтожать территорию, потому что зритель там не был, ни в коем случае нельзя, надо, наоборот, обустраивать ее и ждать. И постепенно люди, которым приходит в голову идея идти в театр, обязательно совершат свое индивидуальное путешествие, начнут в театре ориентироваться, и не только как туристы: кто-то захочет в этом пространстве пожить или исследовать его. Всё это — разнообразные формы взаимодействия с мирами.

Автор — режиссер, актер, художественный руководитель Электротеатра «Станиславский»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир