В Новом Манеже открылась выставка «Русское искусство: находки и открытия». Идея проекта — представить неизвестные отечественные шедевры, вскоре после создания оказавшиеся на Западе и с тех пор не экспонировавшиеся в России.
Думаю, выставка расширяет представления о русском искусстве. Но в то же время это и свидетельство постоянно возрастающего интереса к отечественной живописи на Западе. И здесь можно задаться вопросом — хорошо ли для России, что ее искусство имеет успех у западных коллекционеров, а цены на него постоянно растут? Не приведет ли это к тому, что лучшие вещи окажутся за рубежом в частных руках?
Прежде чем ответить на этот вопрос, следует вспомнить историю зарождения интереса к русскому искусству за рубежом. В первой половине XX века его покупали в основном поклонники балета и оперы. Они собирали эскизы к театральным постановкам — Бакста, Анисфельда, Челищева, Судейкина. В 1910–1920-х годах гремели «Русские сезоны» Дягилева, и это был первый период крупной экспансии российских художников в Европу и США.
Позже западный мир обратил внимание на русский авангард — Малевича, Гончарову, Ларионова. И эти мастера стали не просто модными — они оказали значительное влияние на художественный процесс в целом. Уже на моих глазах в середине 1970-х годов появился интерес к различным школам XIX века, начиная с Шишкина и Айвазовского…
В общем, интерес рос постепенно, фокусируясь на отдельных этапах и явлениях, и в основном в коммерческий оборот попадало то, что и без того оказывалось на Западе (например, благодаря эмигрантам и их семьям). Также картины покупали после выставок, которые проходили в США, в том числе после всемирной выставки в Сент-Луисе 1904 года и большой экспозиции русского искусства в Нью-Йорке в Grand Central Palace 1924 года.
В последние годы внимание к русскому искусству всё возрастает и порой оборачивается настоящим ажиотажем. Несколько лет назад в Новой галерее Нью-Йорка была выставка собрания Петра Авена. Очередь стояла вокруг квартала! В 2005 году прошла выставка «Россия» в Музее Соломона Гуггенхайма. На ее открытии присутствовал Владимир Путин. Экспозиция побила рекорды посещаемости.
Могу также судить по активности коллекционеров. Ко мне постоянно обращаются люди из разных стран — Германии, Англии и даже Китая. Они просят помощи в формировании собрания и хотят инвестировать в русское искусство. Действительно, инвестиционный потенциал здесь есть, потому что, несмотря на рост цен с начала 1990-х годов, потолок еще явно не достигнут. Конечно, это хорошо для рынка, для всех, кто связан с аукционами. Но вместе с тем, я убежден, это важно и для государства в целом.
Чем выше котируется на рынке искусство страны, тем охотнее различные мировые институции работают с ее современными художниками, с большей готовностью организовывают выставки и участвуют в совместных музейных проектах. Для национального искусства открывается интернациональный рынок, и от этого выигрывают все.
Кстати, некоторые государства понимают это и делают всё возможное, чтобы способствовать росту цен. Например, правительство КНР вкладывает огромные средства в популяризацию современного китайского искусства. Китай видит в этом национальную гордость, а заодно и финансовую выгоду.
Недавно был ряд скандалов, не ставших достоянием широкой публики. На аукционах китайские клиенты неоднократно бронировали работы своих соотечественников по очень высоким ценам, а потом просто не выкупали их. В итоге в прессу попадала информация, что картина такого-то художника принесла $1 млн, и хотя за нее потом никто не заплатил, этот уровень считался базовым на следующих аукционах и в частных сделках. Я против такой практики, но саму цель популяризации национального искусства на мировом рынке считаю верной.
Признаемся: русское искусство было сильно недооценено в течение всего XX века — не только в плане финансовой, но в плане художественной ценности. И сегодня мы видим, как ситуация меняется в лучшую сторону. Причем нельзя сказать, что это способствует уходу произведений из России — лучшие образцы русского искусства с удовольствием покупают как внутри страны, так и на крупнейших западных аукционах, куда в основном попадает искусство, которое оказалось за рубежом. Так что, наоборот, благодаря возрастающему интересу всё больше произведений становятся известны широкой общественности и оказываются доступны для изучения и выставочной деятельности, что способствует популяризации русского искусства в мире.
Автор — организатор выставки «Русское искусство: находки и открытия», коллекционер, совладелец галереи АБА (Нью-Йорк)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции