Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Армия
Шойгу на полигоне МВО представили перспективные дроны и стрелковое оружие
Мир
На Украине сообщили о повреждении объекта инфраструктуры в Запорожье
Происшествия
Силы ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Армия
Средства ПВО РФ сбили украинский самолет Су-25
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Боец ВС РФ рассказал о маскировке боевиков ВСУ под гражданских под Харьковом
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
В МВД гибель Еремина назвали очередным преступлением киевского режима
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Общество
В Кургане объявили эвакуацию жителей домов, расположенных у дамбы
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Общество
В Госдуме назвали неуместными споры вокруг ВПШ им. Ильина
Общество
Власти сообщили о нормализации паводковой ситуации в частично затопленном Орске

Возрастающий интерес

Галерист Анатолий Беккерман — о судьбе русского искусства на Западе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Новом Манеже открылась выставка «Русское искусство: находки и открытия». Идея проекта — представить неизвестные отечественные шедевры, вскоре после создания оказавшиеся на Западе и с тех пор не экспонировавшиеся в России.

Думаю, выставка расширяет представления о русском искусстве. Но в то же время это и свидетельство постоянно возрастающего интереса к отечественной живописи на Западе. И здесь можно задаться вопросом — хорошо ли для России, что ее искусство имеет успех у западных коллекционеров, а цены на него постоянно растут? Не приведет ли это к тому, что лучшие вещи окажутся за рубежом в частных руках?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует вспомнить историю зарождения интереса к русскому искусству за рубежом. В первой половине XX века его покупали в основном поклонники балета и оперы. Они собирали эскизы к театральным постановкам — Бакста, Анисфельда, Челищева, Судейкина. В 1910–1920-х годах гремели «Русские сезоны» Дягилева, и это был первый период крупной экспансии российских художников в Европу и США.

Позже западный мир обратил внимание на русский авангард — Малевича, Гончарову, Ларионова. И эти мастера стали не просто модными — они оказали значительное влияние на художественный процесс в целом. Уже на моих глазах в середине 1970-х годов появился интерес к различным школам XIX века, начиная с Шишкина и Айвазовского…

В общем, интерес рос постепенно, фокусируясь на отдельных этапах и явлениях, и в основном в коммерческий оборот попадало то, что и без того оказывалось на Западе (например, благодаря эмигрантам и их семьям). Также картины покупали после выставок, которые проходили в США, в том числе после всемирной выставки в Сент-Луисе 1904 года и большой экспозиции русского искусства в Нью-Йорке в Grand Central Palace 1924 года.

В последние годы внимание к русскому искусству всё возрастает и порой оборачивается настоящим ажиотажем. Несколько лет назад в Новой галерее Нью-Йорка была выставка собрания Петра Авена. Очередь стояла вокруг квартала! В 2005 году прошла выставка «Россия» в Музее Соломона Гуггенхайма. На ее открытии присутствовал Владимир Путин. Экспозиция побила рекорды посещаемости.

Могу также судить по активности коллекционеров. Ко мне постоянно обращаются люди из разных стран — Германии, Англии и даже Китая. Они просят помощи в формировании собрания и хотят инвестировать в русское искусство. Действительно, инвестиционный потенциал здесь есть, потому что, несмотря на рост цен с начала 1990-х годов, потолок еще явно не достигнут. Конечно, это хорошо для рынка, для всех, кто связан с аукционами. Но вместе с тем, я убежден, это важно и для государства в целом.

Чем выше котируется на рынке искусство страны, тем охотнее различные мировые институции работают с ее современными художниками, с большей готовностью организовывают выставки и участвуют в совместных музейных проектах. Для национального искусства открывается интернациональный рынок, и от этого выигрывают все.

Кстати, некоторые государства понимают это и делают всё возможное, чтобы способствовать росту цен. Например, правительство КНР вкладывает огромные средства в популяризацию современного китайского искусства. Китай видит в этом национальную гордость, а заодно и финансовую выгоду.

Недавно был ряд скандалов, не ставших достоянием широкой публики. На аукционах китайские клиенты неоднократно бронировали работы своих соотечественников по очень высоким ценам, а потом просто не выкупали их. В итоге в прессу попадала информация, что картина такого-то художника принесла $1 млн, и хотя за нее потом никто не заплатил, этот уровень считался базовым на следующих аукционах и в частных сделках. Я против такой практики, но саму цель популяризации национального искусства на мировом рынке считаю верной.

Признаемся: русское искусство было сильно недооценено в течение всего XX века — не только в плане финансовой, но в плане художественной ценности. И сегодня мы видим, как ситуация меняется в лучшую сторону. Причем нельзя сказать, что это способствует уходу произведений из России — лучшие образцы русского искусства с удовольствием покупают как внутри страны, так и на крупнейших западных аукционах, куда в основном попадает искусство, которое оказалось за рубежом. Так что, наоборот, благодаря возрастающему интересу всё больше произведений становятся известны широкой общественности и оказываются доступны для изучения и выставочной деятельности, что способствует популяризации русского искусства в мире.

Автор — организатор выставки «Русское искусство: находки и открытия», коллекционер, совладелец галереи АБА (Нью-Йорк)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир