Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Самолет оживет на стене

«МиГ» и МФТИ завершают разработку системы трехмерной визуализации
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Отечественные авиазаводы получат возможность кардинально упростить процесс сборки современных истребителей. Специалисты Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» и Московского физико-технического института (МФТИ) завершают разработку новой системы визуализации, которая способна воспроизводить изображения  истребителя и отдельных его агрегатов в натуральную величину на стене или другой ровной поверхности. В случае успеха новая технология заменит разработки, в которых знакомиться с чертежами помогают голографические стенды и 3D-очки.

Упрощение процесса сборки самолета означает сокращение сроков его выпуска и рост производительности труда. Чертежи и производственные задания для слесарей-сборщиков становятся всё сложнее. Случается, что на знакомство с ними даже квалифицированному специалисту приходится тратить несколько дней. Современные технологии помогают упростить процесс. В концерне Airbus, например, при сборке гражданских лайнеров применяются очки дополненной реальности.

Вскоре на стенах в цехах заводов «МиГ» могут появиться изображения в натуральную величину самолетов МиГ-29 и МиГ-35 или отдельных их агрегатов. Несколько проекторов будут транслировать на ровную поверхность изображение в формате 3D. Специальный лазерный датчик, реагирующий на прикосновение руки человека, позволит увеличивать или уменьшать изображение, вращать и перемещать его.

Инженеры самолетостроительной корпорации и МФТИ завершают совместную разработку, над которой трудятся несколько лет. Об этом сообщил «Известиям» Андрей Пономаренко, заместитель главного конструктора РСК «МиГ» по техническим средствам обучения и полунатурной отработке. Технология позволяет воспроизводить изображение, по площади в десять раз превышающее самую крупную интерактивную доску.

В свое время при изучении эргономики кабины истребителя ученые МФТИ исследовали, как летчик воспринимает находящиеся там приборы. Специальная техника отслеживала движение зрачка пилота по приборной доске. Это позволило оптимально разместить индикацию в кабине.

— Знание машины, отдельных ее устройств и поведения человеческого глаза подтолкнуло к новой идее: адаптировать цифровые технологии для обучения. Также была создана система, фиксирующая прикосновение пальцев к любой твердой и плоской поверхности, например к стене или натянутому баннеру, — рассказал «Известиям» профессор МФТИ Владимир Петрухин.

После примерно полугода работы специалисты МФТИ научились «сшивать» создаваемые несколькими проекторами части изображения самолета.

В РСК «МиГ» два года назад создали специальную голографическую панель. При помощи очков виртуальной реальности инженер или слесарь-сборщик может без труда ознакомиться с новым чертежом либо с изменениями в существующем. Создаваемая сейчас технология позволит обойтись без специальных очков.

Прямой эфир