Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США признались в наращивании оборонно-промышленной базы за счет Украины
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Общество
Глава Росфинмониторинга заявил о финансировании теракта в «Крокусе» криптовалютой
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Мир
В КГБ Белоруссии сообщили о пресечении ударов дронами по Минску из Литвы
Политика
Политолог указал на желание Польши избавиться от украинских беженцев
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Мир
МИД РФ назвал отчаянным фейком обсуждение запрета консульских услуг за рубежом
Мир
Лукашенко раскрыл планы оппозиции захватить один из районов страны
Общество
Матвиенко заявила о контроле Путиным выполнения социальных обязательств
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Глава TikTok заявил об отсутствии у соцсети планов уходить из США

В России всего хватит всем

Аналитик Наталия Закхайм — о новой национальной идее в экономике
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тот факт, что российская экономика не может бесконечно сидеть на пресловутой «нефтяной игле», на первый взгляд очевиден. Как и то, что нужно искать новые возможности для развития малого и среднего бизнеса, а не делать ставку исключительно на крупные госкорпорации. Об этом на недавней встрече с представителями деловых кругов вновь напомнил президент Владимир Путин.

Очевидно также и то, что в стране, которая десятилетиями жила за счет продажи природных ресурсов, сделать это будет непросто. Как и российскому бизнесу — всерьез выйти на международный рынок и стать конкурентоспособным, к чему в последние годы усиленно призывают российских предпринимателей.

Расставим, однако, точки над i: если у страны есть природные ресурсы, которых нет больше ни у кого в мире, странно ими не пользоваться и не продавать их. Более того, это необходимо делать, пока есть спрос: с приходом на рынок новых технологий сырье может оказаться невостребованным задолго до того, как иссякнут его запасы.

Естественно, торговать всё же выгоднее не самим сырьем, а как минимум производными его переработки, а что еще лучше — продукцией энергоемких и материалоемких производств. Я бы назвала это «третья производная», если считать что первая — это продажа сырья, вторая — продукты обрабатывающей промышленности. Третья производная более всего чувствительна к изменениям рынка: тренды, мода, новые научные разработки — соответственно, меньше партии товара и выше скорость реагирования. Эти процессы вполне реально наладить, используя те ресурсы, которые есть в России: нефть, газ, лес, железные дороги, площади, недорогую рабочую силу.

Китай, например, в этом плане добился больших успехов, хотя стартовые позиции там гораздо хуже: меньше ископаемых, дороже энергетика, ниже профессиональный уровень населения.

Но крупному бизнесу это сложно и невыгодно.

Однако малый и средний бизнес, который традиционно во всех странах справляется с этой задачей, у нас пока представлен слабо, его доля чрезвычайно низкая — 25% в сравнении с 60% в Европе. И на сегодняшний день товары, которые предлагают российские малые предприятия, востребованы в основном на внутреннем рынке и в большинстве своем пока не конкурентны на экспортном. Причин несколько: с одной стороны — некоторая неискушенность российского потребителя, с другой — высокий экспортный барьер, ведь западные страны усердно охраняют свой рынок. Чтобы бизнесмен задумался об экспорте и о работе «на качество», ему должно стать тесно на российском рынке. Но до этого пока далеко, ведь предпринимателей как класса у нас пока недостает.

Во всем мире главные «точки опоры» малого бизнеса — семья, предпринимательские династии, социальная инфраструктура. В России же в последние 100 лет эти точки опоры не только не развивались, но и подавлялись, в какие-то периоды уничтожались. Вместе с ними — и предпринимательское сознание. Сейчас пришло время восполнять потери.

Необходимо четко обозначить экономическую политику в отношении малого и среднего бизнеса. Возможно, обеспечивать для владельцев особую юридическую защиту, страховать от разного рода рисков. Создавать не просто школы по обучению ведению бизнеса, но и проекты, где культивируется наставничество; наконец, поднимать престиж предпринимательства в обществе. Иными словами, сделать так, чтобы люди шли в предпринимательство.

Согласно закону диалектики, количество переходит в качество. Для сферы бизнеса он также работает: массовость вызывает конкуренцию, а конкуренция рождает качественные улучшения. Возможно, вначале предприятия, создаваемые начинающими бизнесменами, будут далеки от совершенства. Но постепенно заполнятся ниши в рынке, потребители станут искушеннее, и качество продукции российского малого бизнеса приблизится к мировым стандартам.

Есть и другой важный момент. Экономика страны становится самодостаточной и конкурентоспособной, когда произведенную для внутреннего рынка продукцию есть кому потреблять. И сейчас в России наблюдается нехватка не столько продукции, сколько потребителей. И этот пробел тоже необходимо восполнить.

Понимаю, что наплыв мигрантов в Россию приветствуют далеко не все. В 2016 году к нам в страну приехало около 15 млн человек, в этом году будет больше. Однако для любой страны мигранты — движущая сила экономики, драйвер ее развития. Дело не в том, что это дешевая рабочая сила. Главное, что эти люди будет тратить у нас заработанные деньги, покупать товары и пользоваться услугами российских предпринимателей. Именно благодаря мигрантам в свое время случился экономический прорыв в Америке, открывшей границы и удвоившей население за счет приезжих. А ведь ехали в США не только лучшие умы со всего мира, но прежде всего рабочие руки и голодные рты — потребители, которым нужно самое необходимое и которые тем самым заставляли американский бизнес работать на них и соответственно развиваться.

Сейчас многие как бы не замечают, что у России уже складывается репутация страны, в которой всего хватает для всех: продуктов, жилья, работы, образования, возможностей для самореализации в предпринимательстве. Тем не менее это реальность: за последний год Россия поднялась на 39 пунктов в рейтинге качества жизни стран мира.

И если говорить о новой национальной идее, то таковой могло бы стать формирование имиджа России как государства, изобилующего площадями и ресурсами, с огромным потребительским рынком, лояльной налоговой системой. Одним словом, со всем тем, что необходимо людям, которые хотят работать, создавать бизнесы и получать хорошую отдачу за свой труд.

Автор — блогер, бизнес-консультант, эксперт по инвестициям 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир