Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Послание к человеку» достигло «Гармонии»

Фильм Лидии Шейниной стал главным триумфатором интернационального фестиваля
0
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Санкт-Петербурге завершился XXVII фестиваль «Послание к человеку». Смотр, ориентированный на кино, которое не выйдет в прокат (в конкурсе участвуют документальные и короткометражные ленты), в очередной раз подтвердил свою гуманистическую направленность. В награжденных фильмах на первом плане — не формальные эксперименты, а реальные человеческие проблемы.

Гран-при «Золотой кентавр» за лучший фильм фестиваля достался российской ленте — полнометражному документальному фильму «Гармония» Лидии Шейниной. Учитывая, что конкурс «Послания к человеку» интернациональный и за главный приз конкурируют картины из всех программ, для отечественной кинематографии это весьма лестный результат.

Впрочем, Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова давно и успешно выращивает фестивальных лауреатов — практически ни один смотр не обходится без «разбежкинцев». И в «Гармонии» как раз хорошо видно одно из главных качеств, которые характерны для учеников Марины Александровны: режиссер подходит к своим героям практически вплотную, фиксируя очень личные проявления их повседневной жизни, и в то же время остается для них как будто невидимым.

Действие разворачивается в обычной питерской квартире, где живет старушка Нина. Ее внучка Надя с четырьмя детьми приехала, чтобы ухаживать за бабушкой. Оказавшись в постоянном водовороте детского гомона и шалостей, Нина отчаянно пытается сохранить прежний уклад жизни и как последний бастион защищает свой расстроенный рояль, который Надя хочет продать, чтобы немного освободить место...

Поначалу название «Гармония» кажется издевательским: главная героиня фильма находится на грани нервного срыва, и зрители вместе с ней почти физически ощущают дискомфорт. Вот младший ребенок описался, а старшие лезут под руку, мешая вытереть лужу; вот дети бренчат на рояле и едят печенье на полу, оставляя после себя крошки... Так и хочется крикнуть, уйти, отгородиться от этого бедлама!

Гиперреализм фильма воздействует особенно сильно, поскольку зрители понимают: это правда, касающаяся нас всех. В «Гармонии» создана ситуация-архетип: вот так и живут очень и очень многие семьи, и у них такая же старенькая квартирка, такие же конфликты поколений. Но гармония именно в том, что это естественный ход жизни. И когда ближе к концу фильма Надя с детьми уезжают на некоторое время, Нина понимает, что лучше детский гвалт в почти что коммунальной тесноте, чем безмолвное одиночество.

Абсолютно человеческая история и в основе фильма — победителя национального конкурса — «Освобождение. Инструкция по применению» Александра Казакова. Две девушки по стечению обстоятельств попали в психоневрологический интернат, но больными себя не считают и упорно пытаются выйти на свободу, преодолевая сопротивление системы.

По иронии судьбы эта картина, русская по духу и снятая целиком в России нашим соотечественником, из-за принадлежности студии-производителя значится как французская. Но тема бездушности и инерции бюрократии интернациональна, да и сострадание к героиням фильма, ставшим фактически прокаженными для общества, могут испытать зрители любых стран и национальностей.

Тему бюрократии, бездушности государственной машины затрагивает и фильм, собравший больше всего призов, пусть и второстепенных, — «Чужак в раю» голландца Гвидо Хедрикса. Его события разворачиваются в миграционном пункте, где голландский представитель хладнокровно отсеивает прибывших из Африки и Средней Азии, выбирая, кому дать «билет в рай», то есть статус беженца, а кого отправить восвояси.

Пожалуй, из всех основных победителей «Послания к человеку» только в этой картине предпринята попытка кинематографического эксперимента с формой. В первой части фильма главный герой убеждает собравшихся мигрантов, что Европе они не нужны, во второй части, наоборот, рассказывает, как важен приток новой крови. А в эпилоге мы узнаем, что это был актер, а следовательно, правдоподобие всей истории ставится под сомнение, хотя проблема с мигрантами реальна как никогда. И гармонии здесь, по-видимому, не достичь.

Прямой эфир