Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Доброфлот»: доброе плавание длиной в век

Группа компаний «Доброфлот», базирующаяся во Владивостоке, сочетает лучшие традиции рыболовства и современный подход к своему делу
0
Фото: East Russia
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Мы работаем в море и уверены, что дикая свежевыловленная рыба обладает вкусом, который не нуждается в искусственных добавках и консервантах. Мы хотим показать стандарт качества времён, когда рыбе, чтобы быть вкусной, достаточно было просто оставаться свежей. Времён, когда рыбные консервы были настоящим деликатесом», – так обозначена миссия ГК «Доброфлот» на ее официальном сайте.

«Доброфлот» часто называют производителем №1 рыбных консервов в России, и это справедливо во всех смыслах. Во-первых, «Доброфлот» – старейшая рыбоперерабатывающая компания России: ее история началась еще в 1911 году и с тех пор не прерывалась ни разу. Предприятие прошло и период становления советской рыбной промышленности, и военные годы, и Перестройку...

А во-вторых, сейчас, когда компания разменяла вторую сотню, она является одной из самых передовых в своей отрасли, и масштабы ее работы впечатляют.

От рыболовства до судостроения

Вот лишь несколько цифр, которые даже не очень сведущему человеку могут рассказать, что такое «Доброфлот» сегодня. Флот компании – это 15 рыбодобывающих судов. «Доброфлоту» принадлежат, кроме того, 3 рыбоперерабатывающих плавзавода, в том числе крупнейший в России плавзавод «Всеволод Сибирцев», и 6 транспортных судов-рефрижераторов. Компания производит 30 тысяч тонн мороженой рыбы и 120 млн банок рыбных консервов в год. И упаковывают их в банки также «доброфлотовского» производства: жестяно-баночная фабрика, входящая в группу компаний, выпускает их по 500 тыс. штук каждые сутки.

Продукция «Доброфлота» – а это десятки наименований консервов плюс свежемороженая рыба – расходится по всей стране, поступая в 10 собственных складов компании, расположенных в разных регионах. Эти склады рассчитаны в общей сложности на одновременное хранение 18 тыс. тонн свежемороженой рыбы и 33 млн банок рыбных консервов. Из складов продукция поступает в торговые сети 78 российских городов и 8 стран. У «Доброфлота» три своих порта: Южно-Морской, Ливадия, Большой Камень. Общая протяженность причальных стенок в них – больше двух километров. У компании есть свой железнодорожный тупик, погрузочно-разгрузочная техника, парк крупнотоннажных грузовиков-рефрижераторов. Входит в ее структуру и судоремонтный завод. Одним словом, «Доброфлот» сейчас – это огромный холдинг, в ведении которого находятся все процессы, связанные с работой отрасли: от вылова рыбы до судостроения.

Все консервы – деликатес

Но российскому потребителю, как известно, одних только цифр мало: не убедят. Люди старшего и среднего поколения хорошо помнят торжественные отчеты с впечатляющими показателями, при том, что на магазинных полках в то же время «красовались» продукты крайне невысокого качества (если были вообще).

Так вот, что касается качества, то в «Доброфлоте» так обозначают три главных принципа работы компании: использование для консервов только дикой рыбы, отсутствие консервантов, максимальная свежесть. Собственно, это и делает всю продукцию «Доброфлота» подлинным деликатесом.

Расшифруем каждый из принципов.

Дикая рыба – та, что обитает в океанах, естественным образом добывает себе корм. Она считается самой полезной. Но выловить и переработать дикую рыбу – большой труд и немалые затраты: нужны траулеры, плавбазы, специалисты, которые на них работают. Поэтому все чаще нам в магазинах попадается рыба, выращенная в неволе и откормленная искусственно, с добавлением разного рода «химии», далеко не всегда безвредной. Все это негативно сказывается на ее качестве.

В консервах «Доброфлота» искусственно выращенной рыбы нет – только та, добычу которых компания ведет в естественной среде обитания. Сайра, минтай, горбуша, нерка, кета, сельдь, треска, камбала, навага, терпуг, бычок, добытые в океанских водах, – это те основные виды, из которых компания изготавливает свою продукцию.

Теперь про свежесть и отсутствие консервантов. Трудно в это поверить, но со времени вылова рыбы до наклейки этикеток на консервные банки, в которые эта рыба попала проходит всего три часа. Делают консервы, например, на одном из самых больших плавзаводов в мире «Всеволод Сибирцев». Длиной он 179,3 метра, высотой от киля до клотика – 45 метров, а водоизмещение этого гиганта – около 26 тыс. тонн, работают на плавучем заводе 600 человек. В океане он может автономно работать 9 месяцев (в очередной рейс «Всеволод Сибирцев» вышел в мае этого года). А в сутки на огромном плавзаводе перерабатывается до 700 тыс. килограммов рыбы. То есть консервы производятся прямо в море.

Происходит это так. Рыбу ловят специальные суда – траулеры. Затем доставляют и перегружают улов на плавзавод. Там ее небольшими порциями направляют на фабрику - следят, чтоб не помялась, сортируют по весу и размеру, смотрят, чтобы в улов не «внедрилась» рыба других видов. После сортировки рыбу разделывают и потрошат. Головы, хвосты, мелкая и мятая рыба – все это идет на производство рыбьего жира или рыбной муки – она нужна для кормов в птицеводстве. А хорошую рыбу, стерилизованную в автоклаве, отправляют в банки, обработанные паром. Все! Прошло всего три часа – а консервы уже готовы. И никаких красителей, искусственных добавок, консервантов – только соль и специи. Рыба при такой технологии сохраняет максимум полезных свойств. Теперь 12 дней консервы будут «дозревать» в трюме (этого тоже требует технология), рыба пропитается специями, станет сочной и ароматной. А потом прибудет судно, которое отвезет консервы на материк. То есть прямо посреди моря «Доброфлот» развернул уникальное производство рыбных деликатесов, да к тому же еще и безотходное. И масштабы этого производства таковы, что обеспечить деликатесами оно может, считайте, всю страну.

Выбираем короткий путь

Еще один важный момент. Вопреки расхожему мнению, полезное и качественное – вовсе не обязательно дорогое, уверены в компании. Как подчеркивают в «Доброфлоте», на российском рынке цены и могут, и должны быть невысокими, тем более, когда речь идет об отечественной же продукции. Для этого необходимо исключить излишние, неразумные транспортно-логистические издержки.

В компании это давно сделали. Уже упомянутый подход, когда продукцию из рыбы делают там же, где ее ловят позволяет отказаться от затрат на доставку сырья за тридевять земель. А некоторое время назад в «Доброфлоте» решили выйти на освоение Северного морского пути: это существенно сокращает сроки доставки рыбы в центральные регионы России и снижает затраты на транспортировку примерно на 20%. В 2015 году, после 10-летнего перерыва, компания начала доставку своей продукции из Охотского моря в Баренцево. Для этого были приобретены три специальных судна ледового класса. В начале августа этого года в порт Архангельск с Дальнего Востока отправился очередной груз рыбы от «Доброфлота». Кстати сказать, несмотря на то, что отличная рыбная продукция пользуется огромным спросом во всем мире, в компании решили сделать акцент на поставках именно на внутренний рынок. Тем самым решается еще одна задача: импортозамещения, о котором в последние годы так много говорится.

Три года назад Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) поставило перед предприятиями Дальнего Востока задачу – развить и вывести на качественно новый уровень промысел сардины иваси и скумбрии. Эта рыба полезная, вкусная и любимая у россиян. К тому же сейчас наблюдается интенсивный рост популяции этих видов, который продлится ориентировочно до 2030 года. Почему бы этим не воспользоваться? Однако из всех рыболовецких компаний работу в этом направлении оказался готов начать только «Доброфлот». Это и понятно: такая работа требует серьезных инвестиций со стороны рыбопромышленников, наличия особых технических возможностей – от обновления флота до передовых подходов к переработке; пересмотра некоторых организационных моментов, логистических цепочек и т.д. Все это в комплексе оказалось под силу только «Доброфлоту». В свою очередь и интересные масштабные задачи открыли новые перспективы для компании.

Прямой эфир