Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Италия традиционно относится к числу ведущих торгово-экономических партнеров России как в Европе, так и в мире целом, занимая пятое место во внешнеторговом обороте нашей страны. Российско-итальянская двусторонняя торговля достигла своего пика в 2013 году — тогда ее объем составил порядка $54 млрд. После запуска механизма ограничительных мер со стороны ЕС и последовавшей серии шоков различного характера наш товарооборот стал сокращаться: в 2015 году он снизился на 36,2%, в 2016 году — на 35,4%.

В этом году ситуация начала выправляться: уже полгода как наблюдается рост двусторонней торговли. По итогам января-июля стоимостной объем российско-итальянского товарооборота увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 21,6% и составил $13,2 млрд. При этом российский экспорт вырос на 18,6% (до уровня $7,9 млрд), импорт вырос на 26,3% и составил $5,3 млрд.

То есть в основном сильное падение товарооборота было вызвано падением цен на энергоносители и изменением курса рубля в 2014–2016 годы Однако не стоит обходить и вопрос санкций и ответных контрмер. Именно они послужили причиной трансформации структуры взаимной торговли, в основном, конечно, структуры импорта: сейчас наиболее активно растет импорт машин и оборудования. Если это совместить с данными продолжающегося роста инвестиций из Италии в Россию за последние два года, то вырисовывается четкая картина: мы открываем новые производства, новые линейки, негативное влияние большинства триггеров трехгодичной давности исчерпалось.

Безусловно, итальянские предприниматели предпочли бы и дальше экспортировать продукцию, в первую очередь сельскохозяйственную, однако к бизнесу на Апеннинах пришло осознание того, что времена изменились: импорт готового продукта в Россию стал нашей стране неинтересен. В связи с этим сотрудничество стало подниматься на новый уровень. С итальянскими технологиями на территории России создаются новые готовые продукты, которые будут продвигаться в том числе на рынки третьих стран, поскольку итальянским предпринимателям не понадобилось много времени на осознание того факта, что, если эту нишу сейчас они не займут, ее займет кто-нибудь другой.

В России разработан большой набор инструментов для реализации своих инвестиционных проектов на территории Российской Федерации — от специальных инвестконтрактов (СПИК) для крупного бизнеса до предоставления налоговых льгот в особых экономических зонах и на территориях опережающего развития, а также различных преференций для предприятий малого и среднего предпринимательства. Поэтому, несмотря на объективные трудности политического и экономического характера, более 500 итальянских компаний успешно работают на российском рынке, многие из них стремятся к расширению своего бизнеса.

Среди успешных примеров можно выделить открытие в Москве первого центра итальянской гастрономии, завода по изготовлению особо тонкой и широкоформатной листовой керамики в Калужской области, завода по производству насосных агрегатов для транспортировки нефти, предприятия по производству высоковольтных электродвигателей с участием итальянского бизнеса.

Сейчас у торгпредства в проработке находятся десятки совместных российско-итальянских проектов разнообразнейшей природы — от производства медицинской техники до проектов в сфере IT. Прорабатывается возможность открытия технопарка в Венеции по производству запчастей для авиационной промышленности. В рамках рабочей группы по промышленности, действующей при российско-итальянском Совете по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству, организована подгруппа по фармацевтике и медицинским технологиям, где планируются к рассмотрению несколько проектов по локализации итальянских производителей медицинских изделий на территории России, а также несколько совместных проектов по разработке информационных продуктов.

Если говорить о географии присутствия итальянских компаний в России, то, естественно, пока наибольший интерес представляют регионы Центральной России. Это складывается в силу различных причин: финансовые возможности, развитость инфраструктуры, близость к Италии. Тем не менее в настоящее время к нам все активнее начали поступать сигналы о желании итальянцев расширить географию присутствия. Пример из крупного бизнеса — участие Maire Tecnimont в проектировании, материально-техническом снабжении и строительстве объектов Амурского газоперерабатывающего завода ПАО «Газпром». Или пример поменьше: в торгпредство несколько дней назад обратился предприниматель, который открывает во Владивостоке итальянский ресторан. Это первый итальянец во Владивостоке в ресторанном бизнесе. Эти примеры свидетельствуют об осознании итальянскими предпринимателями выгоды географического положения России в качестве плацдарма для продвижения своих интересов в Азии.

Автор — торговый представитель России в Италии

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир