Приангарье залечивает раны, нанесенные пожарами 2017 года. 265 семей уже получили сертификаты на приобретение нового жилье взамен старого, сгоревшего или пострадавшего от огня. Самая сложная ситуация — в деревне Бубновка, где огонь вспыхнул по несчастливой случайности: из-за шквалистого ветра перехлестнулись провода, произошло короткое замыкание, и населенный пункт выгорел до такой степени, что его пришлось ликвидировать. Там погорельцам на выбор предложено около 450 жилых помещений.
Колоссальный объем работы приходится проделывать областному правительству, ликвидируя последствия буйства стихии. И речь не только о новом жилье: региональным властям надо отследить, чтобы все дети на новом месте пошли в школу, чтобы всем малышам хватило мест в садиках, чтобы все были прикреплены к поликлиникам, получали необходимый объем социальной помощи. Всего от пожаров в Приангарье пострадали 586 человек, а на приобретение жилья для них выделено 252 млн рублей. А есть еще лесные пожары — стихийное бедствие, с которым постоянно приходится бороться Иркутской области. Ведь наш регион на 86% покрыт лесами, из которых большие площади находятся в труднодоступной местности. Но с этой же проблемой, к сожалению, сталкиваются многие субъекты Федерации.
В этом году горели леса на Ямале, в Якутии, Бурятии, на Дальнем Востоке. Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик оценил ущерб от лесных пожаров в 2017 году в 10 млрд рублей. Это огромная сумма, но не будем забывать: в 2016 году ущерб от лесных пожаров достигал 26 млрд рублей, а в 2015 году — 60 млрд. Печальный рекорд последних лет все еще принадлежит 2010 году, когда пожары нанесли регионам ущерб в общей сложности на 85 млрд рублей, причем не обошлось без человеческих жертв.
Конечно, многое зависит от погоды: 2010 год выдался аномально засушливым и жарким, тогда как в этом году в центральной части России лето больше походило на европейскую зиму. Однако не будем забывать, что семь лет назад лесные пожары и их последствия имели огромный общественный резонанс, был принят ряд законодательных изменений на уровне Госдумы, ряд поправок в Лесной кодекс. Считаю, что с тех пор власти всех уровней научились справляться со стихийным бедствием и его последствиями — об этом говорит устойчивое сокращение ущерба.
Однако сейчас нас могут ожидать новые правила игры. Министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило законопроект о финансировании ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, за счет средств регионов. К чему это может привести? Главная проблема с передачей любых полномочий на «нижние» уровни власти — региональный и муниципальный — состоит в том, что при этом далеко не всегда передается и соответствующее финансирование. А реализация полномочий в лесной сфере требует серьезных затрат. Ведь это не только тушение пожаров, это и охрана, и защита, и воспроизводство лесов, и профилактика, и мониторинг.
На эти нужды, согласно нормативным расчетам Лесного кодекса, Иркутской области необходимо 5772 млн рублей в год. Однако финансирование на 2017 год составило 1359 млн рублей, в том числе из федерального бюджета — почти 814 млн, а из регионального бюджета — 545 млн рублей. Можно посмотреть на проблему и более узко. Во что обходятся региону одни только мероприятия по охране лесов от пожаров? Опять же, согласно нормативным расчетам, на это нужно ежегодно не меньше 1,529 млрд рублей. Но в 2017 году выделено всего 508 млн, причем из федерального бюджета — 198 млн, а из средств Иркутской области — 310 млн. В итоге недофинансирование составило больше 1 млрд.
Тушение лесных пожаров финансируется из нераспределенного резерва Федерального агентства лесного хозяйства по фактическим затратам. Что это значит? Очень просто: регион тушит, а федерация должна потом в полном объеме расплачиваться за эти работы. Это ежегодно приводит к образованию кредиторской задолженности. Кредиторскую задолженность Иркутской области за 2015 год погасили летом прошлого года, а вот задолженность за 2016 год не выплачена в полном объеме до сих пор, она составляет 58 млн рублей. Эти цифры говорят об одном: если регионы будут обязаны тушить пожары за свой счет, но соответствующего финансирования на это не получат, то с этой финансовой нагрузкой на региональном уровне не справиться.
Последствия могут быть самыми серьезными. Ликвидация пожаров и их последствий — важная задача, финансирование на которую должно выделяться в полном объеме. Тогда регионы смогут выстроить эту работу согласно требованиям лесного плана и лесохозяйственного регламента. Там есть что улучшить: можно увеличить штат парашютно-десантной службы, усилить авиапатрулирование, обновить парк специальной техники. Вот тогда и можно будет спрашивать с регионов за невыполнение плана мероприятий и за то, что ситуацию довели (не дай бог) до уровня чрезвычайной. Но даже и в этом случае надо помнить: стихия — вещь подчас непредсказуемая. У нас в 2016 году было в четыре раза больше дней с наивысшим, пятым классом пожарной опасности, чем за два предыдущих года.
В такие моменты регионам абсолютно необходимо подкрепление в виде федеральных сил, средств, резерва парашютно-десантной службы «Авиалесоохраны» и самолетов МЧС. Ведь цена пожара во всех смыслах слишком высока. В экологическом — на восстановление леса уходят десятилетия. В экономическом — сумма ущерба, нанесенная лесными пожарами, по-прежнему исчисляется для России не одним десятком миллиардов рублей. А иногда на кону оказываются и человеческие жизни — горе, которого не покроет ни один бюджет мира.
Автор — губернатор Иркутской области
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции