Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За более чем 70–летнюю историю ООН мы привыкли видеть в этой организации высшую инстанцию в системе глобального миропорядка. Миротворцы в голубых касках, обустройство беженцев и иная гуманитарная помощь в кризисных и горячих точках планеты стали визитной карточкой работы Организации Объединенных Наций. Однако в годы попыток доминирования на мировой арене единственной оставшейся сверхдержавы, экспорта демократии, применения силового метода переустройства целых регионов усилилась критика ООН. Все чаще мы слышим о том, что организация не справляется со своими уставными обязанностями и нуждается в коренных реформах.

В свете начавшей свою работу 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН эти вопросы выдвигаются на первый план в международной повестке дня. Ожидаются выступления глав государств, в том числе в рамках спецформата — мероприятий высокого уровня по вопросам реформирования ООН. Обращения некоторых из них — прежде всего президента США Дональда Трампа — в лучшем случае останутся очередной декларацией, а в худшем — приведут к «раскачиванию» базовых конструкций ООН и дальнейшей девальвации ее авторитета в мире. Эти опасения обусловлены тем, что главным инициатором реформы организации желают быть США, которые несут ответственность за существующий кризис международной системы и разрастание терроризма на планете.

В исторической ретроспективе США неоднократно пытались использовать «флаг и статус ООН» для достижения собственных внешнеполитических целей. Корейская война 1950–1953 годов стала ярким примером прямого вмешательства США под «маской ООН». Разрастание военного противостояния на Ближнем Востоке, разрушение Ливии, трагедия Ирака, возникновение террористического псевдогосударства — всё это последствия «миротворческой» деятельности США. И теперь политики из Вашингтона пытаются перекроить и ООН по собственным лекалам, по сути «приватизировав» эту универсальную международную организацию, превратить ее в аналог зицпредседателя Фунта, который ответит за всё.

На мой взгляд, единственно приемлемая основа реформы ООН — это возвращение к букве и духу Устава ООН, ее независимому статусу, уважительному отношению ко всем государствам — большим и малым.

Возрастает роль «многоканальной дипломатии», которая по линии парламентов, межрегиональных контактов, «народной дипломатии», женских и молодежных организаций должна консолидировать общественную позицию на здоровой основе многополярного мира и баланса интересов. Большое значение имеют международные площадки, в первую очередь  площадка Межпарламентского союза, 137-я ассамблея которого пройдет в октябре в Санкт-Петербурге. Отмечу также, что свою роль в этой работе призвана сыграть возрожденная в России старейшая общественная организация — Российский комитет солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки. Сегодня комитет начинает работать в большинстве субъектов Федерации и активизировал контакты с зарубежными партнерами. У России во всем мире много друзей и сторонников, важно использовать этот ресурс для того, чтобы снизить «градус напряженности», уменьшить число глобальных угроз.

Еще один принципиальный вопрос — рассмотрение на текущей сессии Генассамблеи ООН проекта Договора о запрещении ядерного оружия. Идея полного его запрета и ликвидации на первый взгляд выглядит привлекательно и здраво. Но, по-моему, не стоит доверять первому впечатлению, оно зачастую обманчиво и «дьявол кроется в деталях». Есть ли уверенность в том, что мир выиграет от разрушения политики «ядерного сдерживания»? Где гарантии того, что в безъядерном мире США и другие страны НАТО откажутся от силовых методов ведения дел, продвижения военной инфраструктуры к нашим границам, безапелляционного вмешательства во внутренние дела других стран? Хотелось бы верить, что волк, обряженный в овечью шкуру, станет убежденным вегетарианцем, но практика показывает, что в условиях безнаказанности его неизбежно «потянет на свежее мясо».

Наш путь к безъядерному миру базируется на принципах всеобщей безопасности, которые уже зарекомендовали себя на практике. Мы подали неплохой пример в сфере ядерного разоружения, сократив за последние 30 лет наши арсеналы на 85%. Чтобы идти дальше, нужно обеспечить полную универсализацию Договора о нераспространении ядерного оружия, выработать систему таких гарантий неядерным странам, которые обеспечили бы их безопасность.

Автор — заместитель председателя Совета Федерации

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир