Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В эти дни евреи всего мира отмечают праздник Рош-а-Шона — новый, 5778 год. Принято говорить — 5778 год от сотворения мира. Но на самом деле новый год отмечается не в первый, а в шестой день Творения — в тот день, когда Бог создал человека.

В молитве в праздник мы говорим: «Сегодня день, когда обновляешь Ты мироздание, память о первом дне Творения». Почему «память о первом дне» именно в шестой день? Мудрецы Торы дают следующее объяснение: всё то, что было создано до человека, — земля и небо, вода и суша, флора и фауна — существует в том виде, в котором их создал Творец. И только человеку дана свобода выбора — возможность изменять себя и то, что нас окружает. Иными словами, Всевышний делает человека своим партнером в процессе преобразования мира.

Само собой, что такая возможность дана нам не просто так — Всевышний надеется, что своими правильными поступками, добрыми делами и светлыми мыслями мы будем приближать мир к совершенству.

А как известно, совершенствование мира начинается с нас самих, поэтому начало года может стать прекрасным стартом для небольших, но важных шагов на этом пути — для кого-то это отказ от вредных привычек, кто-то сможет начать любимое дело или вспомнит о звонке старому другу.

Свобода выбора — это великий дар, но это и великая ответственность. Ведь свобода выбора означает, что человек может оступиться, сделать неверный шаг. Первый человек Адам не смог удержаться перед соблазном, вкусил запретный плод и был изгнан из райского сада. Перед его сыновьями был открыт весь мир, но они выбрали вражду, в результате которой один убил другого. Практически у каждого из нас есть инстинкты, которые приводят к эгоизму, зависти, провоцируют ненависть. Но иудаизм учит нас, что разум должен брать вверх над чувствами и эмоциями, что мы должны преодолевать соблазны и страсти и всегда помнить о том, ради чего нам была дарована способность принимать решения.

Есть такая притча: в одном городе жили люди, очень недовольные собственной жизнью. Они ходили мрачные и озлобленные, завидовали удаче соседа. Однажды в город приехал мудрец, которого очень удивила такая ситуация. И он велел всем людям собраться на главной площади и принести с собой самую ценную вещь из своего дома. Жители города, которые очень хотели научиться радоваться, послушались — и вскоре центральную площадь города украсила гора самых разных предметов. Затем мудрец велел взять то, что, по их мнению, кажется им самым ценным из этой горы. И вот снова каждый держит при себе свое имущество. Тут-то и поняли жители города, что в любом случае самое дорогое для человека — это то, что у него уже есть. Исчезла причина для зависти и недоброжелательства, и люди почувствовали себя счастливыми.

Я думаю, эта история объясняет причины всех конфликтов и в настоящем времени — люди попросту часто не умеют ценить то, что имеют. И новый год — это время, чтобы остановиться и подумать о том, как высока ценность дарованного Богом лично нам, и многие осознают, что уже имеют самое дорогое.

Нас часто спрашивают, празднуем ли мы светский Новый год — 31 декабря? Еврейская традиция вовсе этого не запрещает, но два новых года имеют разный смысл. Едва ли евреи в России откажутся от поздравлений президента под бой курантов, да и эта традиция поддерживается иудаизмом. Евреи расселены по всему миру, поэтому еврейские мудрецы постановили: надо уважать законы и обычаи государства, в котором мы живем.

Летоисчисление по двум основным светилам — солнцу и луне — подобно нашей жизни на земле. Солнце излучает свет, а луна отражает сияние солнца. В нашей жизни солнце — это Всевышний, он посылает людям свою энергию, свои законы, а мы, подобно луне, воспринимаем свет, данный нам Творцом, и отражаем его на весь мир.

Дорогие читатели, в канун Нового года я желаю вам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, счастья и семейного благополучия в каждый дом!

Согласно еврейской традиции, в Новый год Всевышний делает запись в Книге жизни о нашей судьбе на будущий год, а через 10 дней, в Йом Кипур, скрепляет эту запись печатью. Эти 10 дней принято называть «днями трепета» — когда особенно сильно внимание Всевышнего к каждому из нас. Так пусть будет записано и скреплено печатью решение, что у вас будет хороший год!

Также у нас принято желать «сладкого» нового года, и быть весь год «во главе, а не в хвосте». Надеюсь, у вас всё это непременно сбудется!

Автор — президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир