В понедельник пришло скорбное известие — скончался выдающийся певец, народный артист СССР, мой земляк Зураб Соткилава. Познакомиться с ним мне довелось в Италии. Я был тогда совсем молодым, начинающим певцом, в Милан меня отправили на стажировку в театр «Ла Скала», а он — признанный, знаменитый тенор — приехал, чтобы дать сольный концерт в Миланской консерватории.
Его аккомпаниатором был легендарный Важа Чачава, большой музыкант, с которым выступали самые яркие оперные звезды. Могу сказать, что это был феерический концерт. Пять бисов... Особое впечатление произвела Un di all’ azzurro spazio — импровизация из оперы Джордано «Андре Шенье». Это было неповторимо. А завершила концерт грузинская песня «Сакартвело ламазо», что значит «красивая Грузия», — ее Соткилава пел a capella. Неожиданно. Непривычно для итальянской публики, которая не ждала такого финала, но оценила и приняла горячо. Надо сказать, что Соткилаву вообще очень любили в Италии, особенно ждали его Отелло; в этой опере Верди он неоднократно выступал в разных итальянских театрах.
Если вернуться к тому столь памятному мне концерту в Милане, с которого началось наше знакомство, то было и продолжение. Зураб был щедрым человеком. Мы, студенты, которые жили на очень скромную стипендию, не могли не оценить его материальную поддержку, очень на тот момент существенную. А еще он меня пригласил пообедать. Надо сказать, что мы тогда в ресторане очень удивили итальянцев. Во-первых, трехголосным грузинским пением — Важа Чачава тоже участвовал как вокалист. Во-вторых, количеством выпитого вина. «Как можно выпить столько на троих?» — помню, с каким удивлением задавали итальянцы нам этот вопрос. «Почему на троих? — отвечал Зураб. — На двоих! Чачава вообще не пьет!»
А если говорить о серьезных вещах, то в этом человеке меня всегда восхищало, насколько ответственно он относился к своему голосу. Он не только заботился о нем, он продолжал его совершенствовать ровно столько, сколько выходил на сцену. Для меня Соткилава — это пример того, как должен заниматься певец, чтобы всегда и везде, при любых обстоятельствах быть в форме.
Зураба Соткилаву всегда очень любили в Грузии, хотя большую часть жизни он прожил в Москве. Он за свою родину глубоко переживал. Когда позволял творческий график, стремился приехать. Невозможно переоценить помощь, которую он оказывал грузинским детям: занимался благотворительностью, выступал на концертах фонда «Иавнана» («Колыбельная»). От нас ушел незаурядный, яркий человек, которого будут помнить в России, в Грузии, во всем оперном мире.
Автор — художественный руководитель оперы Санкт-Петербургского Михайловского театра, народный артист Грузии