Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Около 100 тыс. человек в Берлине вышли на протесты против партии АдГ
Мир
Премьер Словакии заявил о планах закрепить в Конституции только два пола
Мир
Глава минобороны США Хегсет пообещал укрепить ВПК и средства сдерживания
Мир
Явка на досрочном голосовании на выборах президента Белоруссии составила 41,81%
Общество
Путин поручил обеспечить предоставление скидки в 50% на авиабилеты детям
Мир
Сийярто потребовал от ЕС и Киева гарантий энергобезопасности Венгрии
Мир
Маск обвинил правительство Германии в тоталитарном подходе к свободе слова
Мир
Туск предрек последствия в случае блокировки Орбаном антироссийских санкций
Наука и техника
Путин заявил о завоевании МГУ авторитета и признания в мире
Мир
Пашинян заявил о сохранении стратегических инфраструктур в Армении
Общество
Содержащий мазут песок Черного моря не будет утилизироваться в Ростовской области
Мир
Фицо назвал слова Зеленского о протестах в Словакии вмешательством в дела страны
Мир
Местоблюстителем престола Албанской Церкви избран митрополит Корчинский
Армия
Минобороны РФ показало кадры работы ЗРПК «Панцирь-С» в Курской области
Мир
Группу освобожденных заложниц доставили на территорию Израиля
Общество
На Крымском мосту временно ввели сплошной паспортный контроль
Общество
Депутат Буцкая сообщила о разработке ГОСТа по тюбингам

Казанское разнообразие: итоги кинофорума в Татарстане

В конкурсе Международного фестиваля мусульманского кино показали 60 фильмов из 27 стран мира
0
Фото: ТАСС/Максим Туманов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Завершившийся в Казани Международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК) оказался рекордным по насыщенности — конкурсную программу 2017 года составили 60 фильмов из 27 стран мира — и инновационным по содержанию. Впервые в составе большого жюри посекционно работали 20 специалистов из 11 государств.

Каждая «группа» смотрела и оценивала 10–20 фильмов (1–2 номинации), в спорных случаях право решающего голоса принадлежало председателю, народному артисту России Николаю Досталю.

— Мы увеличили количество участников жюри ради более детального обсуждения каждого фильма конкурса, — прокомментировала новшество директор КМФМК Миляуша Айтуганова.

На фестивале действительно было что обсуждать. И в первую очередь — фильмы, представленные в номинациях «Документальное кино» и «Игровой короткий метр». Именно эти форматы на кинофорумах последних лет, включая казанский, вызывают повышенный интерес специалистов и публики.

В документальном полном метре победила картина «Земля просветленных». Режиссер из Бельгии Питер Ян Де Пью снимал ее в Афганистане. Речь — о молодом поколении этой многострадальной страны. Одна группа подростков выкапывает старые советские мины и продает взрывчатку ровесникам, работающим на лазуритовом руднике. Другая втянута в наркотрафик.

— Было сложно работать с детьми, которые не знают, что такое электричество, и принимают съемочное оборудование за оружие, — вспоминал процесс съемок режиссер.

Месседж картины читается четко: пока жизнь юношества Афганистана будет начинаться с таких занятий, стран обречена быть геополитической проблемой для своих соседей, да и для всего мира.

Мой личный выбор — не удостоенная призов лента «Сунакали» режиссера Бходжата Бхата, посвященная девичьей футбольной команде из Непала. Эти девочки, по словам режиссера, тоже живут без электричества и поначалу боялись камеры, но в отличие от афганских сверстников горят желанием вырваться из замкнутого мира и жить другой жизнью, нежели их деды и родители.

Событием форума стала российская лента «Форсаж. Возвращение», получившая в итоге приз жюри прессы «За актуальность и достоверность». Режиссер Наталия Гугуева сняла продолжение своего же фильма «Форсаж» 25-летней давности, где рассказала о летчике элитного полка, отказавшегося принимать украинскую присягу и уехавшего в Россию.

В новой картине герои те же, но события — сегодняшние: возвращение Крыма в Россию, противостояние в Донбассе и встреча пилота с его бывшей, но всё еще любимой женой. Фильм хорош негромкой, очень личной интонацией, и, как в бельгийской ленте, в нем очевидно режиссерское послание: простое человеческое счастье важнее амбиций политиков.

Героям ленты «Это любовь», победившей в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм», повезло. Никакие катаклизмы не поколебали их семейной гармонии. В центре картины азербайджанского режиссера Теймура Даими — биография женщины: долгая, счастливая, с детьми, внуками и любовью к жизни во всех ее проявлениях.

— Я долго решался, вынести ли эту историю на всеобщее обозрение, — сообщил зрителям режиссер. — Одно дело, когда работаешь с незнакомыми людьми. Другое — когда главными героями становятся близкие тебе люди.

В разделе игрового короткого метра первенствовала картина «Голос» (Азербайджан–Иран), и это тоже семейная история. Бюджет дипломной работы режиссера (он же сценарист) Дариуша Наджафи Голя составил всего $1,2 тыс., но это не помешало ему снять тонкую и по-восточному поучительную притчу. По сюжету, пожилая женщина мучается от храпа своего супруга. А когда, наконец, наступает долгожданная тишина, это означает, что она не только избавилась от источника раздражения, но и потеряла близкого человека.

На встрече со зрителями победитель поделился планами. Ему показалось любопытным, что населенные пункты, в названии которых присутствует слово «Казань», есть также в Иране, Азербайджане и других странах. Итогом этих размышлений должен стать фильм, повествующий о единстве тюркского мира в частности и человечества в целом.

Одной из самых почетных наград — специального приза президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве» — удостоена картина Ильшата Рахимбая «Представь» (Россия). Это история родных братьев, один из которых стал муллой, а другой — православным священником. Средства на нее режиссер собирал посредством краудфандинга. По его словам, это отличный способ проверить идею на актуальность — если люди перечисляют деньги, значит, им интересно. В данном случае тема отношений между конфессиями и людьми, их представляющими, привлекла внимание многих.

Такие слова, как толерантность, терпимость, уважение к обычаям и верованиям друга друга, постоянно звучали на фестивале. Не случайно в финале председатель жюри Николай Досталь, прежде чем назвать победителя в главной номинации «Полнометражный игровой фильм» (им стала сельская сага «Холод Каландара» турецкого режиссера Мустафы Кара), обратил внимание гостей на продемонстрированную в рамках пресс-показа «Нагорную проповедь» режиссера Ю Ён И: «Вот он, самый красноречивый пример диалога культур: на фестиваль мусульманского кино привезли картину о христианах, созданную буддийскими монахинями…»

Справка «Известий»

Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК) — один из крупнейших киносмотров, проводимый в столице Татарстана ежегодно с 2005 года. Концепция фестиваля отражена в его девизе: «Через диалог культур к культуре диалога». В программу форума отбираются фильмы, несущие идеи миротворчества, веротерпимости, толерантности, рассказывающие о способах построения межнационального диалога.

Читайте также
Прямой эфир