Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Отработавший европейский спутник ERS-2 сгорел над северной частью Тихого океана
Мир
Депутат бундестага предложил остановить поставки вооружения ВСУ на 48 часов
Интернет и технологии
В России создали виртуального офтальмолога
Происшествия
Силы ПВО сбили украинский беспилотник над Брянской областью
Общество
Число пострадавших при обстреле больницы в Донецке увеличилось до двух
Мир
Лавров заявил о разрушенном фундаменте стратегической безопасности Европы
Общество
Путин на «Играх будущего» дал ИИ задание сгенерировать напутствие участникам
Экономика
России предложили вариант ответа на планы по конфискации активов в Европе
Спорт
Первый матч «Барселоны» и «Наполи» плей-офф Лиги чемпионов закончился вничью
Общество
Средняя цена страховок для выезда за рубеж за год выросла на треть
Общество
Городские службы Москвы в праздничные выходные будут работать в усиленном режиме
Происшествия
На жителя Новороссийска завели дело за попытку задушить фельдшера скорой помощи
Общество
Умер режиссер советских мультфильмов Владимир Самсонов
Армия
Медведев назвал взятие Авдеевки крупным успехом для ВС РФ
Мир
В США автора блога о материнстве осудили на 60 лет за жестокое обращение с детьми

Казанское разнообразие: итоги кинофорума в Татарстане

В конкурсе Международного фестиваля мусульманского кино показали 60 фильмов из 27 стран мира
0
Фото: ТАСС/Максим Туманов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Завершившийся в Казани Международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК) оказался рекордным по насыщенности — конкурсную программу 2017 года составили 60 фильмов из 27 стран мира — и инновационным по содержанию. Впервые в составе большого жюри посекционно работали 20 специалистов из 11 государств.

Каждая «группа» смотрела и оценивала 10–20 фильмов (1–2 номинации), в спорных случаях право решающего голоса принадлежало председателю, народному артисту России Николаю Досталю.

— Мы увеличили количество участников жюри ради более детального обсуждения каждого фильма конкурса, — прокомментировала новшество директор КМФМК Миляуша Айтуганова.

На фестивале действительно было что обсуждать. И в первую очередь — фильмы, представленные в номинациях «Документальное кино» и «Игровой короткий метр». Именно эти форматы на кинофорумах последних лет, включая казанский, вызывают повышенный интерес специалистов и публики.

В документальном полном метре победила картина «Земля просветленных». Режиссер из Бельгии Питер Ян Де Пью снимал ее в Афганистане. Речь — о молодом поколении этой многострадальной страны. Одна группа подростков выкапывает старые советские мины и продает взрывчатку ровесникам, работающим на лазуритовом руднике. Другая втянута в наркотрафик.

— Было сложно работать с детьми, которые не знают, что такое электричество, и принимают съемочное оборудование за оружие, — вспоминал процесс съемок режиссер.

Месседж картины читается четко: пока жизнь юношества Афганистана будет начинаться с таких занятий, стран обречена быть геополитической проблемой для своих соседей, да и для всего мира.

Мой личный выбор — не удостоенная призов лента «Сунакали» режиссера Бходжата Бхата, посвященная девичьей футбольной команде из Непала. Эти девочки, по словам режиссера, тоже живут без электричества и поначалу боялись камеры, но в отличие от афганских сверстников горят желанием вырваться из замкнутого мира и жить другой жизнью, нежели их деды и родители.

Событием форума стала российская лента «Форсаж. Возвращение», получившая в итоге приз жюри прессы «За актуальность и достоверность». Режиссер Наталия Гугуева сняла продолжение своего же фильма «Форсаж» 25-летней давности, где рассказала о летчике элитного полка, отказавшегося принимать украинскую присягу и уехавшего в Россию.

В новой картине герои те же, но события — сегодняшние: возвращение Крыма в Россию, противостояние в Донбассе и встреча пилота с его бывшей, но всё еще любимой женой. Фильм хорош негромкой, очень личной интонацией, и, как в бельгийской ленте, в нем очевидно режиссерское послание: простое человеческое счастье важнее амбиций политиков.

Героям ленты «Это любовь», победившей в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм», повезло. Никакие катаклизмы не поколебали их семейной гармонии. В центре картины азербайджанского режиссера Теймура Даими — биография женщины: долгая, счастливая, с детьми, внуками и любовью к жизни во всех ее проявлениях.

— Я долго решался, вынести ли эту историю на всеобщее обозрение, — сообщил зрителям режиссер. — Одно дело, когда работаешь с незнакомыми людьми. Другое — когда главными героями становятся близкие тебе люди.

В разделе игрового короткого метра первенствовала картина «Голос» (Азербайджан–Иран), и это тоже семейная история. Бюджет дипломной работы режиссера (он же сценарист) Дариуша Наджафи Голя составил всего $1,2 тыс., но это не помешало ему снять тонкую и по-восточному поучительную притчу. По сюжету, пожилая женщина мучается от храпа своего супруга. А когда, наконец, наступает долгожданная тишина, это означает, что она не только избавилась от источника раздражения, но и потеряла близкого человека.

На встрече со зрителями победитель поделился планами. Ему показалось любопытным, что населенные пункты, в названии которых присутствует слово «Казань», есть также в Иране, Азербайджане и других странах. Итогом этих размышлений должен стать фильм, повествующий о единстве тюркского мира в частности и человечества в целом.

Одной из самых почетных наград — специального приза президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве» — удостоена картина Ильшата Рахимбая «Представь» (Россия). Это история родных братьев, один из которых стал муллой, а другой — православным священником. Средства на нее режиссер собирал посредством краудфандинга. По его словам, это отличный способ проверить идею на актуальность — если люди перечисляют деньги, значит, им интересно. В данном случае тема отношений между конфессиями и людьми, их представляющими, привлекла внимание многих.

Такие слова, как толерантность, терпимость, уважение к обычаям и верованиям друга друга, постоянно звучали на фестивале. Не случайно в финале председатель жюри Николай Досталь, прежде чем назвать победителя в главной номинации «Полнометражный игровой фильм» (им стала сельская сага «Холод Каландара» турецкого режиссера Мустафы Кара), обратил внимание гостей на продемонстрированную в рамках пресс-показа «Нагорную проповедь» режиссера Ю Ён И: «Вот он, самый красноречивый пример диалога культур: на фестиваль мусульманского кино привезли картину о христианах, созданную буддийскими монахинями…»

Справка «Известий»

Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК) — один из крупнейших киносмотров, проводимый в столице Татарстана ежегодно с 2005 года. Концепция фестиваля отражена в его девизе: «Через диалог культур к культуре диалога». В программу форума отбираются фильмы, несущие идеи миротворчества, веротерпимости, толерантности, рассказывающие о способах построения межнационального диалога.

Прямой эфир