Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дальневосточный бизнес ждет новых льгот

Малый бизнес в сфере транспорта и лизинга может получить доступ к кредитам под 6,5%
0
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Малый и средний бизнес в Дальневосточном регионе нуждается в расширении программ господдержки. Для этого организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» считает необходимым нарастить в регионе число организаций, занимающихся поддержкой предпринимателей, а также расширить программу льготного кредитования «6,5%» на новые виды бизнеса — транспорт и лизинг. Об этом «Известиям» в преддверии Восточного экономического форума рассказал президент «Опоры России» Александр Калинин. Пока предприниматели Дальнего Востока в целом хуже оценивают развитие деловой среды, чем жители центральных субъектов, свидетельствуют данные исследования «Опоры», с которым ознакомились «Известия». Многие бизнесмены вообще оказались не в курсе о существовании тех или мер госпомощи.

По данным исследования бизнес-организации, нехватка финансовых ресурсов для развития занимает первое место среди проблем, мешающих развитию бизнеса на Дальнем Востоке. Еще одно препятствие предпринимательству — рост теневого сектора, с которым легальным бизнесменам очень сложно конкурировать. В опросе «Опоры» принял участие 1251 руководитель малых и средних предприятий всех регионов Дальнего Востока.

Для исправления ситуации «Опора» считает необходимым принять ряд мер.

— Корпорация развития МСП собирается открывать свои представительства в каждом регионе Дальнего Востока. Также мы обсуждаем расширение перечня сфер деятельности бизнеса, которые смогут воспользоваться программой льготного кредитования под 6,5%. Мы предлагаем включить в перечень сферы транспорта и лизинга, — рассказал «Известиям» о возможным способах улучшения ситуации Александр Калинин.

В целом предприниматели Дальнего Востока оценили поддержку по линии государственных институтов развития на 3,2 балла из 5. При этом 83,5% предпринимателей не пользовались финансовыми мерами господдержки. Основная причина — отсутствие информации о них.

Также предпринимателям очень сложно взять кредит в банке, отмечается в исследовании. Проблема нехватки финансовых ресурсов стоит на первом месте у дальневосточного бизнеса. 70% респондентов не пытались брать займы, а большинство из тех, кто пробовал это сделать, получили отказ в банке без объяснения причин. В целом же средняя процентная ставка по кредиту для предпринимателей на Дальнем Востоке составляет 18% годовых, средний срок выдачи займов — пять лет.

— Всего лишь удовлетворительная оценка за меры господдержки связана как раз с недостатком денег. На Дальнем Востоке предприниматели испытывают нехватку финансовых ресурсов в два раза сильнее, чем в Центральной России. На втором месте среди факторов, мешающих развитию бизнеса, — высокие налоговые ставки, на третьем — сложность конкуренции с теневым бизнесом, на четвертом — низкий спрос на товары и услуги, — отметил Александр Калинин.

Президент «Опоры» добавил, что в регионах Дальнего Востока теневого сектора в два раза больше, чем в среднем по России. При этом, несмотря на все проблемы, больше половины респондентов уверены, что в ближайший год состояние бизнеса улучшится — предприниматели ждут новых положительных мер от государственной власти.

На Дальнем Востоке очень остро стоит проблема транспортной доступности, и эта сфера нуждается в поддержке, отметил руководитель Дальневосточной дирекции «Опоры России» Константин Богданенко.

— У нас низкая плотность населения и серьезные проблемы транспортной доступности. Это приводит к серьезным ограничениям рынка для малых и средних предприятий, — отметил он.

Одна из проблем для развития бизнеса на Дальнем Востоке — огромная конкуренция со стороны стран АТР, и прежде всего Китая.

— С Китаем очень сложно конкурировать, в том числе в сельском хозяйстве. КНР превратилась в нетто-экспортера продукции агропромышленного комплекса, которая значительно дешевле российской, — пояснил профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин.

По его мнению, потенциал для развития имеет прежде всего транспортная сфера, которая должна обслуживать торговые интересы. При этом политика протекционизма, которая сейчас придала импульс развитию экономики в центральной России, на Дальнем Востоке бессмысленна, ведь связь с азиатскими гигантами — это преимущество региона, а не его проблема. Развитию МСП могло бы способствовать увеличение мер господдержки, считает эксперт.

Партнер практики  «Промышленность» Консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Ракша полагает, что развитие МСП — ключевой вопрос для Дальнего Востока. По его словам, малый бизнес позволяет мультиплицировать экономический эффект от любого нового крупного бизнеса в регионе. Так, создание одного рабочего места в градообразующем секторе (крупный бизнес) позволяет создать 7–9 рабочих мест в сервисном секторе. При этом важными факторами, влияющими не только на количественный, но и на качественный рост экономики и бизнес-среды, являются количество и плотность населения, поэтому необходимо, чтобы центрами притяжения становились крупнейшие города Дальнего Востока. Ключевой измеримой целью развития территории должно стать увеличение количества населения основных экономических центров региона минимум до 1 млн жителей в каждом, уверен эксперт.

Прямой эфир

Загрузка...