Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Тюльпанная лихорадка» заражает красотой искусства

В исторической драме по сценарию Тома Стоппарда воспевается «золотой век» голландской живописи
0
Фото: MEGOGO Distribution
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российском прокате — «Тюльпанная лихорадка». В исторической драме по сценарию Тома Стоппарда («Влюбленный Шекспир», «Розенкранц и Гильдерстен мертвы») режиссер Джастин Чадвик не только рассказал историю запретной любви, но и достоверно воссоздал эстетику эпохи.

Действие картины происходит в XVII веке — это «золотой век» голландской живописи и одновременно разгар экономического кризиса. Первое, как ни странно, заслуга кальвинизма — церковь отказалась от услуг живописцев, и тем пришлось переориентироваться на частных заказчиков, предпочитавших бытовые сюжеты. Причиной второго стали, что звучит еще более удивительно, цветы. Те самые тюльпаны, что и по сей день являются символом Нидерландов и мощной отраслью экономики страны.

В период моды на тюльпаны стоимость одной луковицы могла достигать 1000 и больше гульденов (цена хорошего дома). На биржах создавались состояния, особенно тогда, когда появились не одноцветные, а редкие пестролиственные цветы. Однако спекулятивные сделки в итоге обрушили перегретый рынок.

Чадвик и Стоппард как раз и попытались в одном сюжете соединить цветы и гульдены, прагматизм и высокое искусство.

Главная героиня картины — нищая сирота София (Алисия Викандер) выходит замуж за пожилого богатого купца (Кристоф Вальц). Купец зануден и бесплоден, что крайне огорчает молодую женщину. Однажды ее мужа посещает тщеславная мысль — пригласить художника для написания их совместного портрета. Вместе с красавцем Яном Ван Лоо (Дейн ДеХаан) в мир купца приходит смятение: София не может устоять перед искушением...

Сама по себе драматургическая составляющая картины оставляет желать лучшего: мотивы героев размыты, их поведение зачастую ставит зрителя в тупик и кажется нелогичным. И дело не в страсти, а в отсутствии развития характеров — все переживания даны схематично, взаимодействия между персонажами не хватает, во всяком случае настолько, чтобы зритель понял и полюбил их.

Однако первоочередной задачей режиссера была визуализация эпохи, и с этой задачей он справился великолепно. Световое решение, костюмы героев, сам колорит картинки перенесены с великих голландских полотен, которые сегодня висят в крупнейших художественных музеях мира. Вдобавок к этому фильм перенасыщен отсылками к известным шедеврам.

Так что «Тюльпанная лихорадка» вряд ли увлечет зрителя, но вполне может заразить его любовью к искусству Голландии XVII века и мотивировать к походу в музей.

Прямой эфир

Загрузка...