Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Маск призвал закрыть «Голос Америки» и «Радио Свобода»
Экономика
Товары без маркировки отдадут на благотворительность
Мир
В Харьковской области остановили добычу газа на месторождении
Мир
ОДКБ проведет восемь учений в 2025 году
Происшествия
ВСУ за сутки свыше 10 раз обстреляли территорию Донецкой Народной Республики
Мир
Шольц назвал неправильным поставлять Украине из ФРГ оружие для ударов вглубь РФ
Экономика
Банки снизили одобрение кредитов до рекордного минимума в 5%
Мир
Трамп заявил об ожидании от DOGE обнаружить растраченные Пентагоном миллиарды
Общество
Лавров поздравил коллег с Днем дипломатического работника
Общество
Синоптик спрогнозировал морозы и снегопады в конце февраля
Интернет и технологии
Мошенники начали распространять вирусы под видом нейросетей
Мир
Советник Трампа заявил об игнорировании USAID стратегических целей США
Происшествия
ВСУ нанесли удар по Киевскому району Донецка с применением дронов самолетного типа
Происшествия
В Курской области девять домов были повреждены в результате обстрела ВСУ
Мир
Авария на газопроводе оставила без газа жителей двух районов Тбилиси
Экономика
Реальные зарплаты в 2025 году вырастут на 3,3%
Общество
В России появилась национальная гастрономическая карта

Олег Погудин: «Розы и шипы — часть нашей профессии»

Народный артист России — о превратностях эстрадного пути, выступлениях на ТВ и отличиях городского романса от классического
0
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

24 августа «серебряный голос России» Олег Погудин исполнит на концерте в петербургской Капелле программу «Чайковский. Романсы». Корреспондент «Известий» встретилась с народным артистом и расспросила его о пути к славе, отношении к поп-звездам и творческих планах.

— Что ожидает публику на вашем концерте в Капелле?

— Год назад я впервые исполнил программу «Чайковский. Романсы» в Центре оперного пения Галины Вишневской в Москве. Для концерта в Петербурге я подготовил еще несколько романсов, кроме тех, что пел в Москве. Это важный для меня опыт, драгоценная работа: соприкосновение с великой музыкой российского гения, моего любимого русского композитора, и счастливая возможность отважиться войти в границы по-настоящему академического жанра.

— Сейчас вы готовите еще одну программу, которую вскоре тоже представите в Северной столице. Чему она посвящена?

— Городскому романсу. Материал любимый, достаточно комфортный и, наверное, идеальный для меня как исполнителя. В отечественной музыке нет другого жанра, в котором настолько убедительно, просто и красиво можно говорить о любви. В нем невероятно счастливое сочетание красоты и доступности.

Когда я исполняю классический русский романс, то восхищаюсь потрясающей красотой музыки, но соответствовать ей в достаточной степени — тяжелый труд. А городской романс — это область эмоционального упоения, где мне всё понятно и подвластно, но всякий раз это дарит восторг и наслаждение, которыми я обязан в той же мере одарить публику.

У вас большой репертуар — более 500 произведений. Как он прирастает сегодня? По вкусу?

Сейчас — по вкусу, конечно, все-таки за плечами 30 лет концертной деятельности. Тут два пути: либо песня восхитила и стала необходимой, либо нужно добрать материал для какой-то программы.

— Сегодня многие знаменитости любят дуэты, записывают их и исполняют на концертах. Вы не хотите представить дуэт с какой-нибудь звездой?

— Вопрос: для чего? Для краски в концерте? Для упражнения в ансамбле? Есть, конечно, произведения исключительно дуэтные, которые не споешь один. Но иногда знаменитые дуэты переписывали специально для сольного исполнения. Дуэт никогда не являлся для меня самоцелью. Надо понимать, добавит ли тебе это что-то как художнику.

Правда, что вы стали москвичом, переехали из Петербурга?

— Я много лет живу на гастролях, то есть переезжаю постоянно. А жилье есть и в Москве, и в Петербурге. Я люблю и уважаю Москву, но не сроднился с ней в том смысле, о котором писал Лермонтов: «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…». Я навсегда останусь петербуржцем, уверенным, что «на земле была одна столица, всё другое — просто города» (Слова Георгия Адамовича о Петербурге. — «Известия»).

Но огромный опыт путешествий истребил во мне известный петербургский снобизм. При всех исторических спорах между Москвой и Петербургом, Господь, думаю, распорядился справедливо: центр нашего Отечества в Москве, этот город определяет, как существует Россия, и по многим присущим ему качествам имеет на это право. Но своего петербургского особенного взгляда на мир, где красота и достоинство — непременные условия существования, я не отдам никогда.

— Петербуржцам нелегко пробиться в Москве, на телевидении? Могу назвать нескольких замечательных певцов — они безвестны, работают потихоньку в своем городе, страна их не знает…

— Пробиться на экраны трудно вообще. Телеканалы занимаются бизнесом, не культурой. Это разные вещи. Популярность и художественная ценность — не всегда синонимы, в наше время часто антонимы, противоположности. 

Те, кто попадают на ТВ (неважно, москвичи они или питерцы), становятся заложниками определенных отношений. В том числе талантливые люди, серьезные, достойные артисты. Нет тебя на федеральных каналах — это огорчает. Но, с другой стороны, надо понимать, что присутствие там может уничтожить тебя как артиста, что, кстати, в последние годы мы наблюдали неоднократно. Здесь вопрос приоритета. Хочешь быть серьезным артистом — думай в первую очередь о своем прямом занятии. В моем случае это пение на сцене (в спектакле, концерте), запись альбомов. Если к этому проявит внимание центральный канал ТВ — ура! Нет — значит, нет.

У меня нет снобизма по отношению к деятелям поп-отрасли. Они действительно трудятся в поте лица, на износ, жизнь их нелегкая. Печальное явление нашего времени, когда некоторые персоналии шоу-бизнеса попадают на места, куда не должны попадать: становятся наставниками, судьями, цензорами. Хотя такое происходит не только в эстрадном искусстве. Этому надо сопротивляться, безусловно. Но, как показывает мой личный опыт, сопротивление конструктивное, полезное бывает только тогда, когда ты занимаешься своим делом.

— Как вы покоряли столицу?

— Вообще у нас профессия тяжелая. Постоянное самопожертвование и, как ни горько, абсолютная незащищенность. Особенно если артист выходит на сцену один и его не защищают декорации, партнеры, пьеса. А если еще у тебя лирический материал, как в моем случае, то и сердце должно быть открыто. И розы, которые мы получаем, заслужены. Как и, увы, шипы, о которые мы постоянно укалываемся. Это часть нашей профессии.

Талантливого человека чаще всего не особо любят, и, самое горькое, талантливые люди тоже. Потому что чувствуют в нем конкурента. Так было всегда и со всеми, но что касается артистов, это вопрос не только доходов, но еще популярности, славы, область величайшего накала страстей. Таланту никогда не было и не будет легко, где бы он ни родился. Даже если будут удачными исходные обстоятельства его карьеры — успешная артистическая семья или богатые родители. Тогда можно не думать о хлебе насущном, а сосредоточиться на художественном деле, но все равно будет непросто, будут неодобрение и зависть.

Я никогда не ощущал негативного отношения или каких-то препятствий из-за своего петербургского происхождения. Напротив. Это окутано флером загадочности, все легенды и мифы, правды и неправды, связанные с нашим городом, работают. То, что петербуржцы — люди спокойного, вежливого, северного мягкого темперамента, — это действительно так. То, что Москва другая, — тоже. Как и то, что вся Россия — другая. Поэтому когда ты появляешься, не играя, не рядясь ни в какие одежды, ты интересен. Ты — иной.

В Европе ситуация противоположная. Я очень много путешествую, и когда общаюсь с европейцами, как правило, собеседники говорят: «Ты русский? Не может быть! Русские так себя не ведут». А петербуржцы ведут себя так в обиходе. Это данность, в которой мы родились, выросли, и если тебе это близко, то ты обязан это защищать. Иногда это трудно — нужно вести себя сдержанно, это постоянная работа, определенное бремя, но в этом и счастье нашей прекрасной индивидуальности. Я считаю, что Петербург — наиболее комфортное, оптимальное для жизни место в Отечестве, но настоящий успех все-таки приходит в столице.

— Помните свой первый концерт в Москве?

— Я начал выступать в Москве взрослым человеком, состоявшимся артистом. Уже был известен в Петербурге, по всей России, гастролировал в Европе. Люди приезжали на мои концерты с Дальнего Востока. На телевидении вышли несколько фильмов с моим участием. В 1997 году пригласили в Политехнический музей, это был мой первый сольный московский концерт, и он имел оглушительный успех. Потом выступления в столице происходили не реже чем раз в месяц.

Если Москва полюбит, то совершенно беззаветно: раскрытые объятия, мощная волна обожания, полная самоотдача публики. У меня был громадный репертуар и позиция в искусстве, которые в то время мало у кого были. Уважительное, бережное отношение к русской песне, к песенной традиции XIX – начала XX века. Я имел право на тот успех — и получил его. Другое дело, что уже 20 лет я этот успех сохраняю. Это дорогого стоит. И это очень непросто. Добиться успеха при таланте, трудолюбии и определенных удачных обстоятельствах не так уж сложно, а вот сохранить его гораздо труднее.

Справка «Известий» 

Олег Погудин начинал певческую карьеру в качестве солиста Детского хора Ленинградского радио и телевидения. В 1990 году окончил актерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). С 1991 по 1993 год — актер Большого драматического театра имени Горького. Был ведущим программы «Романтика романса» на канале «Культура». Народный артист России. Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству.

Читайте также
Прямой эфир