Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Война и Мир Вадима Сидура» построена на контрастах

В петербургском Манеже открылась крупная выставка советского скульптора
0
Фото: Пресс-служба МВО «Манеж»/Виталий Коликов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В петербургском Манеже открылась масштабная ретроспектива «Война и Мир Вадима Сидура», организованная Манежем московским. Она многосторонне представляет выдающегося советского художника-нонконформиста, еще при жизни снискавшего мировую славу, но так и не дожившего до первой персональной выставки.

Волна общественного интереса к этому имени поднялась два года назад после печального инцидента: группа активистов повредила несколько произведений Сидура в столичном Манеже. Работы, попавшие тогда под руку вандалам, не приехали в Петербург, они ждут реставрации; но и без них собрание представляется более чем внушительным, да и вниманием публики экспозиция не обделена.

— Кураторская группа использовала более ста работ из фондов Манежа, частным владельцам принадлежит примерно четверть представленного, — рассказала «Известиям» Ирина Толпина, генеральный директор московского Манежа. — Составляя выставку, мы стремились показать все разнообразие художественных методов Сидура.

Ранняя, 1950-х годов, керамика — из самого необычного, что есть на выставке. Тарелка «Мать и дитя» — словно воплощение в декоративно-прикладном искусстве густого и экспрессивного мазка Ван Гога. А вот блюдо «Инвалиды. Свидание на скамейке» с изображением одноногих влюбленных, монохромно и предвосхищает более поздний принцип Сидура: трагизм ситуации, воплощенный в гармоничной пластической форме. Щемящий контрапункт.

Этот подход оттачивается в более поздних линогравюрах: художник обращается к архетипическим образам, отмеченным идеальной гармонией, но словно пропускает их через искореженное сознание. Шокирует патологичностью, мутированностью черт, но при этом ищет новую гармонию.

Наиболее узнаваемые, «классические» сидуровские работы здесь — небольшая металлическая скульптура 1960-х. К этому периоду относится изваяние, давшее название выставке. Война и Мир воплощены как две ипостаси бога Януса, две стороны одной медали, мужское и женское начала. Осознавая зло, которое несет война, и «выговаривая» травмы, наносимые ею, художник стремился уравновесить это чудовищное явление, найти ему альтернативу и принять как неизбежный закон мира.

Художественный мир Сидура, весьма цельный и самобытный, держится на контрастах: и тематических, и технических. С одной стороны, здесь страждущие узники концлагеря, скорбные мутанты, алюминиевое тело с забинтованной головой. Но вот медная скульптурка «Хулахуп» — условная женская фигура застыла в изящном изгибе, крутя обруч, — словно уравновешивает «неправильность» бытия. Глаз только привык к тому, что фирменный стиль Сидура-скульптора — монолитность черт и высокая степень обобщенности, как вдруг видишь темный рваный сапог, трогательно склонившийся к белой туфельке. И не верится, что это — из меди: настолько реалистично «вырисована» разность фактур, буквально текстильные «поры», даже внутренность сапога тщательно проработана.

С этой точки зрения сегодня и интересен Сидур: как мастер жеста предельно обобщенного и обращенного куда-то в космос, но в то же время — художник, заставляющий через металл ощутить след человеческой жизни. Бескомпромиссный нонконформист, творивший в своем подвале, не надевший маску гордого отщепенца и не стремившийся к эпатажу. Творивший вопреки природе (инвалидность после фронта, спустя годы инфаркт), но искавший высшую гармонию.

Выставка в Петербурге продлится до 3 сентября. Затем она отправится в Кострому, Ярославль и, вероятно, в другие города Золотого кольца.

Прямой эфир