Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Открытые госфинансы

Директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин — о доступности информации ведомств и учреждений
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Я занимаюсь темой открытых данных уже более восьми лет и гораздо больше — работой с государственными данными. Для самых первых проектов информацию приходилось собирать самостоятельно, чиновники не то чтобы не горели желанием, они просто не понимали, что это такое. На объяснения уходило столько сил и времени, что проще было взять PDF-документ и специальной программой превратить его таблицы в базу данных. Первые проекты мы так и создавали.

Сегодня открытые данные и открытость государства в целом перестали быть редкой аномалией, а стали общепринятой нормой. Многое из того, что рядовые граждане и профессионалы используют в своей работе, например данные о госзакупках, госконтрактах и других расходах государства, кажется нам естественным.

К хорошему привыкаешь. Российский уровень раскрытия расходов государства уникален. Помимо бюджетов, субсидий, госконтрактов и другой финансовой информации, публикуется много того, о чем знают лишь единицы. И не потому что это скрывается. Тема государственных финансов не так проста терминологически — и не все знают, что, например, данные по госуниверситетам и больницам надо искать на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях.

Уровень открытости расходов бюджета в России очень велик и — при его незаметности для граждан — прекрасно заметен коммерческим компаниям. При всех издержках качества работы госаппарата за последние годы появилось множество компаний, использующих эти данные в своих коммерческих проектах. Десятки сервисов подписки на закупки для поставщиков, многочисленные аналитические проекты, системы мониторинга цен и распределения государственных средств являются столь же нередкими, как и общественные проекты, основанные на госданных.

С 2006 года в России доступны данные по всем госконтрактам, с 2013-го — тексты госконтрактов. Уровень прозрачности российского бюджета по рейтингам Open Budget Partnership составляет 74 балла из 100. Наша страна входит в первую десятку государств по The Open Budgets Index 2015 года. Можно констатировать, что открытость государственной информации именно о финансах сравнима с лучшими мировыми примерами и значительно превосходит открытость всех остальных сфер деятельности нашего государства.

Сложно, например, измерить эффект от публикации адресной базы налоговой службы, поскольку это инфраструктурные данные. Однако сотни компаний используют их для очистки и обработки базы адресов, для поиска адресов, улучшения собственных сервисов. Но мало кто об этом упоминает.

Пару лет назад мы подсчитали количество бизнес-проектов, основанных на данных портала госзакупок. Обнаружили более 40 компаний с совокупным годовым доходом около 2 млрд рублей. Гораздо сложнее измерить комплексный эффект от открытости данных о госучреждениях, бюджетах и др. — зачастую их потребители просто используют такую информацию, никого об этом не уведомляя.

Помимо коммерческих проектов, у открытых данных о госфинансах есть много практических общественно полезных применений.

Несколько примеров. Проект Комитета гражданских инициатив «Госзатраты» содержит базу в 25 млн контрактов, 312 тыс. госзаказчиков и 22,5 млн закупок. Его аудитория — 500 тыс. уникальных посетителей в месяц, значительная часть посетителей приходит с сайтов СМИ. Проект «Российские школы» собирает данные о школах всей России, он использует данные из «Госзатрат» и официального сайта с информацией о бюджетных учреждениях. Множество новых проектов, публикаций и инфографики появляется благодаря конкурсу BudgetApps, ежегодно проводимому Минфином.

Что дальше?

Безусловно, всё то хорошее, что можно сказать об открытости госфинансов в России, — это далеко не описание идеального прекрасного мира. При наличии последовательной федеральной политики в публикации открытых данных зачастую самым сложным оказывается получить актуальную и удобную информацию на уровне субъектов федерации. И здесь мы встречаем смесь как очень хороших, так и, наоборот, плохих практик.

К примеру, Москва — единственный субъект федерации, раскрывающий вообще все контракты, даже меньше 100 тыс. рублей. Однако до сих пор ни Москва, ни другие регионы не публикуют субсидий, которые они раздают муниципалитетам, НКО, коммерческим компаниям и бюджетным учреждениям. Такой реестр, только по федеральному бюджету, есть лишь на Едином портале бюджетной системы. Схожая ситуация и с раскрытием информации о грантовом финансировании некоммерческих организаций. Она доступна лишь на федеральном уровне — на сайте Фонда президентских грантов.

Распространение лучших практик раскрытия данных, и не только о госфинансах, на регионы — одна из ключевых задач, стоящих перед всеми нами.

Автор — эксперт по открытым данным, директор АНО «Инфокультура»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир