Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В России выявили второй случай варианта коронавируса «Кракен»
Происшествия
Один человек погиб и семь пострадали от отравления газом в Якутии
Общество
Между Сахалином и Курилами возобновили авиасообщение после циклона
Общество
В МВД заявили о возможной гибели полицейского при взрыве в Энергодаре
Армия
В ЛНР взяли в плен обученных иностранными инструкторами украинских боевиков
Армия
Минобороны России расширило зону ответственности Южного военного округа
Недвижимость
Инвестиции в коммерческую недвижимость РФ поставили исторический рекорд
Мир
В ЦАР при поддержке инструкторов РФ разгромили большую часть банд
Мир
Захарова прокомментировала жалобу Зеленского о замедлении санкционного темпа ЕС
Мир
Канада намерена обезопасить свое небо из-за появления в США якобы шпионского шара КНР
Мир
Премьер-министр Норвегии объявил об увеличении помощи Украине
Армия
В ЛНР украинские военные открыли огонь по решившимся сдаться в плен сослуживцам

«Броненосец «Потемкин» стал ближе к зрителям

Упрощены правила некоммерческого проката советской киноклассики
0
Фото: РИА Новости
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Некоммерческий показ отечественных фильмов, перешедших в общественное достояние, больше не требует прокатного удостоверения. Такие классические фильмы, как «Броненосец «Потемкин» и «Веселые ребята», теперь можно свободно показывать в музеях, парках, библиотеках или киношколах. Соответствующий закон подписал президент.

По словам киноведа и программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, благодаря новому закону фильмы из общественного достояния будут активнее вводиться в оборот.

― Классику можно широко использовать в учебной и научно-просветительской работе, но не только. В региональных фильмохранилищах есть большое количество 35-милимметровых копий, оставшихся с советских времен. Раньше ленты лежали без дела. Теперь, когда юридические рамки сняты, ими можно свободно пользоваться. В то же время всё это может простимулировать и перевод фильмов на современные электронные носители, ― пояснил «Известиям» Кирилл Разлогов.

По словам руководителя проекта «Кинопередвижка» Николая Ефремова, нововведение поможет тем, кто занимается некоммерческим показом классики, хотя и не решит всех проблем.

― Прежде всего, почему освобождены только некоммерческие показы? Фильмы перешли в общественное достояние, и по закону использовать их может кто угодно и как угодно. Из закона вытекает ограничения: бесплатно без прокатки можно, платно нельзя, а в чем разница? То, что показ становится платным, ведь никак не искажает смысл фильма ― для чего нужна санкция Минкультуры, ― отметил эксперт. ― Кроме того, этот закон не касается иностранных фильмов, которые стали общественным достоянием по нашим законам. Большинство из них демонстрировалось в СССР, а значит, имели прокатные удостоверения и сохранились на кинопленке с того времени. Как быть с их показом?

Реальная практика кинопоказа имеет дело лишь с небольшой частью классики, рассказал Николай Ефремов. По действующему законодательству в общественное достояние перешли фильмы, созданные более 70 лет назад, то есть до 1947 года, однако большинство из них были отреставрированы или перемонтированы и де-юре стали новыми аудиовизуальными произведениями. Дальнейший шаг законодателей, по словам Ефремова ― сделать так, чтобы «возраст» отреставрированных фильмов отсчитывать с года их создания, а также разрешить коммерческий показ классики.

― Если говорить про более масштабные изменения ― стоит признать общественным достоянием все кинонаследие, созданное советским народом на территории СССР в период с 1917 по 1991 год, так как все эти фильмы полностью оплачены всё тем же советским народом, то есть нашими предками, ― уверен Николай Ефремов.

В 2014 году фракция КПРФ в Госдуме уже предлагала признать всё советское кино общественным достоянием. Инициативу поддержали в Минкомсвязи при условии, если это не нанесет ущерба киностудиям-правопреемницам и не нарушит действующие соглашения. Минкультуры тогда отвергло идею, мотивируя это тем, что конфликт с существующим законодательством неизбежен, а авторские права авторов, их наследников или иных правообладателей будут ущемлены.

Один из сторонников реформы, член Совета по правам человека и глава Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский говорит, что, несмотря на позицию Минкультуры, работа в этом направлении продолжается. По его словам, при наличии политической воли вполне реально освободить советское наследие, а также в той или иной форме выкупить права на лучшее российское кино, чтобы обеспечить к нему максимально широкий доступ.

― Отмена прокатного удостоверения для фильмов в общественном достоянии ― это первый шаг в начале долгого пути. Конечно, если следовать духу и логике права, все эти фильмы можно было и так показывать без прокатного удостоверения, потому что права на них истекли. Так что закон важен скорее как знак привлечения внимания к культурному наследию, ― считает Иван Засурский. ― Мы в Ассоциации интернет-издателей очень надеемся, что среди прочего будет реализован и проект по освобождению прав на «список Дондурея» (перечень 111 наиболее значимых российских фильмов после 1992 года. — «Известия»), чтобы кинотеатры по всей стране могли прокатывать классику российского кино бесплатно или на очень хороших условиях. Это позволит нам сохранить культурную память.

Проведенная реформа ― не единственная новация в области кинопроката. От прокатных удостоверений предлагается освободить также фильмы, участвующие в кинофестивалях. Такой законопроект сейчас обсуждается в правительстве. 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир