Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Анатолий Белый: «Поэзия нужна современному человеку»

Актер МХТ им. Чехова — о чтении стихов на киноэкране, совершенствовании школьной программы и новых ролях
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

На книжном фестивале «Красная площадь» актер Московского художественного театра Анатолий Белый представил свой авторский проект «Кинопоэзия». Его участники — Алиса Гребенщикова, Максим Аверин, Сергей Белоголовцев, Игорь Хрипунов — читали стихи, а на экране шла кинотрансляция. Действо сопровождала музыка группы UMB. По окончании мероприятия с заслуженным артистом России встретился корреспондент «Известий».

— Примите поздравления, Анатолий. Ваш проект запомнился творческой и очень теплой аурой. «Кинопоэзия» — это несколько акций или долгосрочное начинание?

— Я всегда стараюсь создать на вечерах «Кинопоэзии» уютную, человеческую, домашнюю атмосферу. А что касается проекта, то он существует уже год. Мы экранизируем стихи. Сняли уже 14 фильмов, которые демонстрируют в летних кинотеатрах «Пионер» и в сети городских кинотеатров «Москино». Полина Васильева, продюсер фестиваля «Красная площадь», пригласила нас выступить, увидев наши киноопыты. А с июня наши работы будет показывать телеканал «Культура».

— Как возникла идея?

— Я с детства очень люблю поэзию. Моя мама сама читала стихи со сцены, вела кружок. И вот несколько лет назад меня пригласили участвовать в телепрограмме «Послушайте!», где актеры читают свои любимые стихи. Это и натолкнуло меня на мысль о необходимости создания своего проекта. Сначала я поставил спектакль «Триптих», в основе которого — стихи Мандельштама, Бродского, Пастернака, а потом появилась «Кинопоэзия». Хотелось сделать чтение стихов постоянным жанром в современном культурном пространстве. Ведь, как оказалось, поэзия нужна современному человеку. Сегодня стихи читают в театре, много поэтических программ, спектаклей, вечеров, но все это — на сцене. Я подумал, а почему бы не соединить поэзию с кино? Можно даже делать фестивали поэтических мини-фильмов.

— Мини-фильмы на предложенные вами стихи снимали Валерия Гай Германика, Анна Матисон. Кого еще привлечете к сотрудничеству?

— Именитых режиссеров заманить не так просто, потому что для них мини-формат — кот в мешке. А кто-то просто не расположен к поэзии. Но уверен, что режиссеры будут с нами сотрудничать, потому что жанр развивается довольно успешно. Недавно изъявил желание снимать для «Кинопоэзии» Александр Котт, я предлагал Ренате Литвиновой к нам присоединиться. Сейчас идет активное продвижение фильмов на фестивали, начинается работа над организацией смотра поэтических фильмов. Всё это будет способствовать популяризации жанра. В следующем году мы организуем конкурс, на который все желающие смогут прислать свои картины, а мы возьмем в «Кинопоэзию» лучшие.

— Вы предлагаете использовать поэтические фильмы на школьных уроках. Считаете, что подрастающее поколение надо привлекать к литературе видеорядом с популярными лицами?

— Утрируете. Я не считаю показ наших фильмов в школах спасением, всё не так безнадежно. Но это один из инструментов, как мне кажется, правильный и современный. Безусловно, дети открывают книги, читают, даже ходят в библиотеки. «Кинопоэзия» хороша тем, что это проект визуальный, а сейчас растет поколение, которое воспринимает информацию в большей степени зрительно. Я глубоко изучал этот вопрос и общался с психологами. Мы, конечно, не можем и не должны полностью «переформатировать» образование под детское сознание, да это и невозможно. Но делать «прививки» культуры на современном уровне необходимо.

Поэтический фильм — это предложение школьнику включить фантазию, попытка привлечь, заинтересовать его картинкой, красивой музыкой, хорошим прочтением стиха. Я прошелся по десяти передовым школам Москвы. Многие из учителей-методистов уже используют наш видеоряд на уроках по собственной инициативе. Теперь мы хотим обратиться в Министерство образования и встроить наши фильмы в учебный процесс. Кроме того, наши фильмы будут показываться в библиотеках Москвы.

—  Недавно мы следили за судьбами героев телесериала «Оптимисты». Вы довольны своей работой в этом проекте — ролью обаятельного и хитрого кагэбэшника?

— Тяжелый вопрос. У меня практически никогда не бывает положительной реакции на свои работы. Я рад, что «Оптимистов» хорошо приняли зрители. Идут разговоры о его продолжении. Могу сказать, что Алексей Попогребский создал хорошую атмосферу на съемочной площадке и очень нас сблизил. Мы недавно собрались всей группой и стали читать стихи 1960-х. Принесли с собой из библиотеки четыре или пять номеров «Нового мира», сели на сцене — Михаил Идов, Алексей Попогребский, Северия Янушаускайте, — открывали журналы и читали…

— После эпохи оттепели вам предстоит перенестись в современную Москву. «Первый канал» покажет премьеру многосерийного проекта «Садовое кольцо», где вы играете одну из главных ролей. О чем он?

— Герои сериала живут в центре города, это представители так называемого среднего класса. Но когда жизнь их тряхнула, маски спали и открылась истинная сущность этих людей. В экстремальных ситуациях каждый по-разному себя проявляет. И здесь мы это увидим на примере благополучной семьи. Команда подобралась очень хорошая — Маша Миронова, Юлия Ауг, Максим Виторган, Женя Брик. Режиссер Алексей Смирнов — молодой, дерзкий, талантливый, для меня он — открытие. Мы с ним подружились и даже сняли фильм «Дом» для «Кинопоэзии». Три ночи подряд мы снимали пустой фантомный дом Цветаевой. После премьеры фильм попал в постоянную экспозицию Музея Цветаевой на Арбате.

— Вы — востребованный театральный актер. Поделитесь, пожалуйста, творческими планами.

— У меня с театром, как и прежде, любовь. В новом сезоне начнутся репетиции спектакля в МХТ им. Чехова, какого именно — сказать не могу. А пока играю свои старые спектакли — «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Дуэль» Чехова, будем восстанавливать «Человека-подушку» МакДонаха.

Справка «Известий»

Анатолий Белый в 1995 году окончил Щепкинское училище. С 1998 года служил в Театре имени Станиславского, где был занят в спектаклях режиссера Владимира Мирзоева. В 2003-м принят в труппу Московского художественного театра им. А.П. Чехова. На счету актера более 30 работ в театре и более 90 — в кино, в том числе в фильмах «Жесть», «О чем еще говорят мужчины», «Шагал – Малевич» и др.

 

Прямой эфир