Вынужденная смена ориентиров
Итоги уходящего года в области внешней политики трудно назвать удовлетворительными. Задание Министерству иностранных дел улучшить отношения с США и ЕС не выполнено. На российском направлении также далеко не все складывается наилучшим образом. В итоге в поисках партнеров официальный Минск все чаще обращает взор на арабский мир.<BR><BR>Нынешний уровень взаимодействия Белоруссии с западными странами весьма невысок и угрожающе приближается к ситуации, сложившейся после проведения в ноябре 1996 года первого конституционного референдума. Главной причиной нынешнего обострения отношений стало <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/politic/article538074">аналогичное мероприятие</A>. Практически все ведущие международные организации подвергли критике условия проведения всенародного плебисцита, равно как и сопутствовавших ему парламентских выборов.<BR><BR>К принятым министрами иностранных дел стран-членов Евросоюза решениям относительно визовых ограничений и сокращения контактов ЕС с белорусскими властями теперь добавился отказ Европейской комиссии включить Белоруссию в программу "Новое соседство" для политического и экономического сближения. Это тем более обидно, что в число партнеров Евросоюза вошли не только бывшие советские республики Украина и Молдова, но и ряд стран южного Средиземноморья, в том числе даже Палестинская автономия.<BR><BR>Негативную позицию заняло и руководство Парламентской ассамблеи Совета Европы. Непризнание итогов выборов в Палату представителей накладывается на принятие ПАСЕ в этом году двух известных резолюций по Белоруссии. Фактически это закрыло Национальному собранию путь к восстановлению статуса специально приглашенного в Совете Европы. <BR><BR>Хотя именно наблюдатели БДИПЧ, одного из подразделений ОБСЕ, зафиксировали нарушения в процессе электоральной кампании, в силу своей специфики сама она не могла формально осудить произошедшее. Можно однако полагать, что более свободные в выражении своих взглядов члены Парламентской ассамблеи ОБСЕ выскажут свои соображения по данному поводу белорусским коллегам из Национального собрания. Особенно если вспомнить данное последними на сессии в Эдинбурге обещание провести выборы в соответствии с международными стандартами.<BR><BR>Разумеется, глобальной причиной отрицательной реакции явилась не столько упомянутая кампания, сколько категорическое нежелание белорусских властей выполнять обязательства по развитию в стране демократии. В том числе взятые ими в рамках ООН. Теперь периодически проявляет недовольство даже эта, далеко не самая радикальная структура. В частности, Комиссия по правам человека приняла еще одну, более жесткую резолюцию и назначила специального докладчика в целях изучения положения дел в этой сфере. <BR><BR>В таких условиях трудно было ожидать позитивных сдвигов и в двусторонних отношениях, особенно с Соединенными Штатами. Подтверждением стали принятие известного "Акта о демократии в Беларуси" и ряд нелицеприятных высказываний представителей американского политического истэблишмента. В очередной раз были подпорчены отношения с ФРГ, когда в Белоруссию не пустили<I> </I>регионального руководителя фонда Фридриха Эберта. На этом фоне тем более неприятным выглядит существенное ухудшение взаимопонимания с Россией. Особенно если вспомнить скандальный "газовый конфликт" в начале года. Однако здесь в основе противоречий лежат принципиально иные причины, отнюдь не связанные с проблемами демократии, так что компромисс еще возможен.<BR><BR>К внешнеполитическим успехам в истекшем году можно отнести, пожалуй, лишь достижение полного взаимопонимания с арабским миром, о чем недавно сообщил Александр Лукашенко. Так что главным направлением внешнеполитической деятельности Белоруссии может стать ближневосточное. К сожалению, остается неясной точка зрения на этот счет самих государств данного региона. Во всяком случае, показателями экономического сотрудничества с нашей страной их большая заинтересованность пока не подтверждается.<BR><BR>У критиков былого явного перекоса в сторону России теперь выбита почва из под ног, так как западный и российский векторы внешней политики Белоруссии заметно подравнялись. При этом, правда, значительно уменьшившись в размерах. Был ли такой вариант многовекторности целью белорусского руководства? Есть основания полагать, что вряд ли. Хуже однако то, что наметившиеся в этом году тенденции свидетельствуют о еще менее радужных перспективах.