Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Силовики и рыбки

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Раньше зуд морализаторства терзал в основном наших парламентариев. Это они раз в полгода демонстрировали населению страны свое беспокойство о духовном здоровье нации. А вот теперь и министры вошли во вкус обсуждения сего предмета. Причем на последнем своем заседании сделали это с горячностью, какой не приходилось видеть раньше. <BR><BR>Такой сдержанный на вид человек, воспитанный, образованный, в прошлом чуть ли не "битломан" министр обороны <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/politic/article857543">Сергей Иванов потребовал от министра культуры в резких выражениях прекратить "дебилизацию населения"</A>. А скромный и добродушный генерал от МЧС Сергей Шойгу пришел просто в ярость и отчитал Александра Соколова, будто подчиненного: почему до сих пор не приняты надлежащие меры в борьбе с контрафактной продукцией, "где план и график принятия новых законов? Дайте их нам, мы будем их пихать".<BR><BR>Сразу стало понятно, что для наших силовиков все эти вопросы имеют первейшее значение в подведомственных им хозяйствах. Победить разруху, причиненную очередным наводнением, или пожаром, или взрывом, или еще каким-либо катаклизмом, совершенно невозможно, не победив контрафактный мухлеж на "Горбушке". <BR><BR>Когда очередной солдат в очередной раз дезертировал и по дороге расстрелял милицейский патруль, министр обороны в силу своей интеллигентности поинтересовался библиотечным формуляром преступника; в нем значилась книжка "Убить мента". Ну вот, стало быть, и объяснение всем безобразиям.<BR><BR>Фельдфебели в вольтерах - страшная сила. Гильденстерны, играющие на флейтах, - это несколько подзабытые с советских времен мелодии. <BR><BR>Как раз в те времена и сложилось твердое убеждение, что имидж - например, милиции - всецело зависит от его зеркального отражения. Но странное дело, именно тогда с отражениями все было в порядке, а авторитет помянутого ведомства был довольно низким. Презрительное слово "мент" родилось и прижилось в народе именно в пору, когда недебилизированное население наслаждалось сериалом "Следствие ведут знатоки". В благообразном советском фильме "Улица полна неожиданностей" молодой обаятельный милиционер (артист Леонид Харитонов) стесняется показаться в приличном доме в форме. Он ее стыдится, словно проказы. <BR><BR>...Помимо казарменной стилистики разговора о культуре на злополучном заседании примечательно еще и содержание его.<BR><BR>О чем была речь в докладе Соколова, если судить о нем по информационным агентствам? О материальных проблемах и финансовых <B>нуждах учреждений</B>, связанных с функционированием культуры. А по поводу чего всколыхнулись министры? По поводу самой <B>культуры</B>. То, что это не их ума дела и им не по уму, им самим невдомек. Они, наверное, путают культуру со старшиной. <BR><BR>За этим курьезным случаем просматривается скверная тенденция, в связи с чем придется напомнить старую добрую сказку. <BR><BR>Сидела российская государственность у разбитого корыта не только экономики, но и идеологии. Да, слава богу, по соседству плавала золотая рыбка культуры. Запуталась она в сетях рыночной экономики. Ну и попросилась под крышу государства, пообещав исполнить любую его просьбу. Желания у государства сначала казались необременительными - поучаствовать в предвыборной кампании, кому-то из политиков поправить имидж, у кого-то поднять рейтинг, поспособствовать созданию положительного образа одного ведомства, другого, наконец, страны в целом. По мере того как мелкие мечты сбывались, рос аппетит. Ну и теперь надо быть готовым к тому, что в один прекрасный день приосанившаяся государственность молвит: "Не хочу быть вольною царицей, хочу стать владычицей Стихии. В том числе и художественной". Дальше пойдет речь о насущной потребности почувствовать себя геополитическим пупом Вселенной в обмен на господдержку и госфинансирование уникальной рыбки. И в заключение: "Чтоб служила мне культура и была б у меня на посылках". О чем, собственно, и шла речь на заседании правительства.<BR><BR>Скоро нам скажут: <BR><BR>"Тогда как либеральное государство видело свою задачу, главным образом, в том, чтобы дать человеку необходимые знания и предоставить ему решать, как он собирается их применить, национально ориентированное государство, с одной стороны, не может отказаться от этой задачи, но обязано взять на себя другую задачу. Оно должно, не обращая внимания на возражения и критику враждебной нам ничтожной клики интеллектуалов, поставить кино, радио, прессу на службу государству. (...) Духовный либерализм, который на деле означает анархию духа, похоронен раз и навсегда. (...) Мы хотим, чтобы вы снова ощутили радость от вашей работы. Художника должно охватывать большое чувство, когда он шагает в ногу со временем и вносит в это свой скромный вклад. При таком новом убеждении в кино возникнет и новая моральная этика. (...) Мы не хотим препятствовать и частной инициативе. Напротив, она получит большой толчок за счет национального движения. (...)<B> </B>Кино, развивающееся на этих основах, будет не разделять, а связывать народы, гордящиеся своими особенностями, которые обретают в нем свое лицо".<BR><BR>Впрочем, почему скажут? Это уже сказано. И давно - около 70 лет назад доктором Геббельсом в речи, обращенной к немецким кинематографистам. Вот четко сформулированная государственная концепция развития культуры.<BR><BR>***<BR><BR>Все помнят, чем кончилась сказка о золотой рыбке. В действительности же золотым рыбкам не всегда в подобных ситуациях достает мужества и достоинства - они пытаются послужить, кто на посылках, кто шестеренкой или шестеркой, кто приводным ремнем, но все равно дело оборачивается разбитым корытом, на сухом дне которого дергаются мастера культуры.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир