Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Идет бычок, качается

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

<p align="justify">"Бодался теленок с дубом" - так, не мудрствуя лукаво, большинство газетчиков озаглавили свои заметки, повествующие о грядущем великом противостоянии двух титанов - двух главных телеканалов страны. Позаимствованное у классика название оказалось тем более "в жилу", что в противостоянии были задействованы как "теленок" (очередная экранизация романа "<a style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/culture/article3062826&quot; target="_blank">Золотой теленок</a>" на "Первом канале"), так и "Дуб" - сам классик, собственноручно написавший сценарий экранизации своего романа "<a style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/culture/article3060973&quot; target="_blank">В круге первом</a>" на канале "Россия".<br /><br />Никто не хотел уступать. Точнее, канал "Россия" и не мог, первым объявив премьеру, а "Первый" именно что не захотел чуть отсрочить свою премьеру, дабы зритель, не особенно избалованный хорошим телекино, смог, спокойно отсмотревши драму по роману Солженицына, с легким сердцем окунуться в комедию по роману Ильфа и Петрова. <br /><br />"Россия" начала первой и в не типичное для премьер воскресенье, поставив в эфир две серии подряд и убрав по такому случаю опостылевшую большинству зрителей рекламу. "Первый" заступил на вахту вечером следующего дня, также показав две серии кряду и существенно сократив рекламные блоки во время показа своего сериала (при этом оба канала отказались от утренних повторов, поставив зрителя в жесткие рамки собственного выбора: щелкать кнопкой или остановиться на чем-то одном).<br /><br />Зрители, судя по рейтингам, заметались между каналами, из-за чего рекордных показателей, как это было у "Мастера и Маргариты", к примеру, не добился ни один из "бодающихся". Здесь, кстати, следует отметить одну очевидную, но не сразу бросающуюся в глаза странность. Рейтинг, говорят телевещатели, есть единственный относительно объективный измеритель аудитории, необходимый в первую очередь рекламодателю. Именно исходя из него рекламодатель размещает свою рекламу в тех или иных временных отрезках и платит за нее соответствующую величине рейтинга цену. Между тем отсутствие рекламы все чаще оказывается самым мощным средством увеличения рейтинга. Следите за мыслью? Так на фига, спрашивается, козе баян, то есть телевидению - рейтинг, коли без рекламы он становится только выше? Ответ, впрочем, очевиден: вещатели согласны поступаться рекламой лишь в исключительных случаях. Они наверстают свое потом, в других эфирных отрезках. Ведь производство качественных сериалов - дело не просто дорогое, а супердорогое, и затраты нужно отбивать.<br /><br />В нашем же случае имеет место не священная война каналов за зрителя, рейтинги и рекламодателя, соответственно, а банальнейшая борьба амбиций. Руководители каналов, взрослые, в сущности, мальчики, таким замысловатым способом все пытаются промеж собой выяснить, кто главнее, кто более матери-Родине ценен, и зритель здесь - лицо совершенно постороннее. О его интересах теленачальники любят с важным видом рассуждать в газетных интервью, а на деле плевать они на эти интересы хотели. Молчи, несчастный, когда джигиты между собой разбираются.<br /><br />Впрочем, на минувшей неделе в это противостояние волей-неволей вмешались сразу два президента России: действующий и отставной. Во вторник <a style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/comment/article3064556&quot; target="_blank">давал пресс-конференцию В.В. Путин</a>, и "Первый канал" вынужден был представить подробный отчет о событии в программе "Время", тем самым отсрочив показ очередной серии "Золотого теленка" ровно на те пятнадцать минут, которые и стали "минутами раздора", так как на "России" в эти пятнадцать минут еще продолжается "В круге первом". <br /><br />А в среду случился юбилей первого президента России Б.Н. Ельцина, и его обширное интервью "Первому каналу" опять-таки не уложилось в хронометраж программы "Время", что дало возможность зрителям спокойно досмотреть очередную серию фильма "В круге первом". Как сказал Николай Сванидзе в первых же кадрах юбилейного фильма "Б.Н.", "роль личности в истории отрицать бесполезно". Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Спасибо Владимиру Владимировичу с Борисом Николаевичем за наше счастливое телесмотрение. ( Зрители хором исполняют песню Аллы Пугачевой со слегка измененным текстом: "Два счастливых дня было у меня".)<br /><br />Однако ж посмотрим теперь, стоило ли увиденное таких зрительских нервов и эмоций и состоялось ли само "бодание теленка с дубом". Первые же серии фильма "В круге первом" (а это именно кино, а не традиционное телевизионное "мыло") продемонстрировали высокий класс режиссуры Глеба Панфилова и актерской игры большинства задействованных в фильме исполнителей. Панфилов не гонится за внешними эффектами и не торопит события: "В круге первом" - добротная, качественная, чуть старомодная экранизация отнюдь не простого романа, и Панфилов не стремится облегчить его экранное восприятие. Да и кто сказал, что зрителю обязательно должно быть легко? <br /><br />Фильм нужно не только смотреть, но и внимательно слушать, проникая в суть философских споров между героями, включая собственные исторические знания, вдумываясь в слова самого автора, Александра Солженицына, блистательно читающего текст за кадром. Здесь как будто нет ни одной проходной актерской работы. О некоторых, как, например, об Игоре Кваше в роли Сталина, можно спорить. Но большинство вызывает восхищение: великолепны Евгений Миронов в роли главного героя Глеба Нержина, Андрей Смирнов в небольшой роли инженера Бобынина, Роман Мадянов в роли могущественного министра МГБ Абакумова, Игорь Скляр в роли инженера Герасимовича и Инна Чурикова в роли его жены. <br /><br />Фильм "В круге первом" тем более значителен, что, как и роман, легший в его основу, по-прежнему живо перекликается с современностью. Пока наши парламентарии на сессии ПАСЕ отказываются осудить преступления тоталитарных режимов, а иные участники теледискуссий еще и оправдывают эти преступления (типа "цель оправдывает средства"), Панфилов с Солженицыным в убедительной художественной форме демонстрируют эти преступные "средства" во всей их красе, заставляя зрителей думать, сравнивать, примеривать мысли и поступки героев фильма на себя. Часто ли телекино предоставляет аудитории такие возможности?<br /><br />И вот с таким-то "дубом" вздумал пободаться "теленок" - хоть и "золотой". Практически с первых же кадров телепроизведения Ульяны Шилкиной стало понятно: это "животное" бодаться в принципе не способно - бодливой корове, как говорится, бог рогов не дал. Вспоминается не культовый роман Ильфа и Петрова, а детский стишок Агнии Барто: "Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: ой-ой, доска кончается, сейчас я упаду".<br /><br />Дебютантка Шилкина умудрилась снять кино вне какого бы то ни было времени, исторического или любого другого контекста, вне жанра, наконец, потому что по всем признакам это вроде как комедия, но до такой степени не смешная, что невольно думаешь: может, Ильф и Петров безнадежно устарели? Может, гомерический смех, который возникал при чтении романа и просмотре швейцеровской киноверсии, был признаком собственной юной дурачины? И только? Но что примечательно: после этого "Золотого теленка" совершенно не тянет вновь взять в руки книжку. (Не признак ли это крайне дурной экранизации? Надо подумать!) <br /><br />Остап Бендер в исполнении Олега Меньшикова - это не блистательный и обаятельный авантюрист, а пресыщенный провинциальный хлыщ, лениво озвучивающий бендеровские остроты, знакомые любому мало-мальски читающему россиянину с младых ногтей, но фантастическим образом тускнеющие от этого формального озвучивания. Остальные актеры, явно робеющие звезды, еще более невыразительны и безлики, а иные так и просто отвратительны, как отвратителен исполнитель роли Паниковского, пытающийся играть карикатурного местечкового еврея в кипе, не вызывающего и малой толики симпатии и сострадания. (О, великий Гердт! Память о его Паниковском тем более навсегда сохранится в благодарных зрительских сердцах!) Сюжет сего творения можно уложить в одну фразу: группа мелких мошенников пытается "развести на бабки" подпольного миллионера. Справедливо. Ибо еще Ливщиц говорил: "Делиться надо".<br /><br />Так что, повторю, нет никакого бодания. Есть лишь попытка подставить конкуренту подножку, противопоставив его значительному и в высшей степени полезному "продукту" свой - недоброкачественный, но зато "легкоусвояемый". А канал "Россия" нашел-таки способ уважить зрителя. Со следующей недели фильм "В круге первом" будет начинаться на десять минут раньше. Этих минут как раз хватит, чтобы слабосильный бычок, то есть "Золотой теленок", оставил даже мысли о равноценном соревновании с "дубом". Не та весовая категория. Командовать парадом будет все-таки "дуб". </p>

Комментарии
Прямой эфир