Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Хватит ждать бесплатного жилья"

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Столичные власти ищут способы, как приспособить существующую практику предоставления жилья очередникам к требованиям <A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/community/article1121298&quot; target="_blank">нового Жилищного кодекса</A>. Основной пафос федерального Жилкодекса - минимизировать бесплатную раздачу жилья. Цель московских чиновников - исполнить свои обязательства перед очередниками. Противоречие налицо. Один из способов его преодоления начнет действовать в ближайшее время.<BR><BR>- Хватит ждать бесплатного жилья, - восклицает первый заместитель руководителя департамента жилищной политики Москвы Эдуард Якушенко на встрече с журналистами. - Пора думать о том, как приобрести его с помощью города. Сегодня на очереди стоят 190 тысяч московских семей, очередь растянулась на 20 лет. Мы станем побуждать эти семьи покупать квартиры.<BR><BR>Побуждать нужно будет очень осторожно, поскольку квартир на квазирыночные операции выделяется немного. Судя по расчетам, опубликованным в постановлении правительства Москвы от 31 мая,&nbsp;до конца 2005 года город планирует предоставить муниципальным очередникам всего 4712 квартир . Из них 1024 квартиры будут куплены по себестоимости с рассрочкой платежа или по ипотечной схеме (о ней ниже). 3162 квартиры получат очередники, ставшие участниками программы "Молодой семье - доступное жилье". (На самом деле "молодые семьи" займут гораздо больше квартир, поскольку к участию в программе допускаются не только очередники.) Эта программа также представляет собой рыночно-распределительную схему, сочетающую и вложение собственных средств, и заем или безвозмездное привлечение бюджетных средств, и залоговые операции. На остальных очередников - судя по всему, безнадежных с точки зрения платежеспособности - остается около полутысячи квартир. 40% полностью бесплатных квартир достанется льготникам, 60% - "обычным" очередникам. В 2004 году соотношение было 50 на 50.<BR><BR>О достоинствах и подводных камнях программы "Молодой семье - доступное жилье", работающей в Москве с 2003 года, "Известия" писали многократно. А уже нынешним летом в городе начнет действовать похожая схема, но адресованная очередникам любого возраста. Впрочем, не совсем любого: возраст, как и другие параметры участников, будет диктовать банк - по типовому "ипотечному" стандарту: "не старше... не младше..." Конкретные параметры пока неизвестны. Как и минимальные финансовые требования к семье - возможно, они будут несколько ниже обычных.<BR><BR>- Банк "Московское ипотечное агентство" со 100-процентным участием города, - рассказал глава управления жилищной политики департамента Николай Федосеев, - создавался специально для реализации ипотечных программ правительства Москвы. Через него мы уже несколько лет работаем и по молодым семьям, и по субсидиям. А технологию ипотечного кредитования "откатали" только в конце 2004 года. Проблема состоит в том, что при расчете процента по кредиту банки обязаны ориентироваться на ставку рефинансирования ЦБ. То есть произвольно снижать процент по ипотеке банк не может. Но и бюджет не должен дотировать процентную ставку, то есть расходовать бюджетные средства на прибыль коммерческого банка. Выход из этой ситуации найден. Мы просто уменьшаем "тело кредита" для очередников двумя способами. Первый способ уже действует: очередники получают бесплатную субсидию от города на первоначальный взнос. Второй способ начнет работать в течение ближайших недель.<BR><BR>Его суть: очередник, чью кандидатуру в качестве заемщика банк сочтет приемлемой, с привлечением ипотечного кредита сможет купить квартиру по себестоимости, то есть построенную на средства городского бюджета. Цена такого жилья вдвое ниже рыночной, но кредитная ставка обычная - 11% годовых в валюте. Чтобы не провоцировать граждан на последующие перепродажи таких квартир со 100-процентной прибылью, кредит будет очень "длинным": полностью рассчитаться с банком и освободить от залога свою квартиру новосел сможет спустя много-много лет.<BR><BR><B class=t11>Руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина: "Москвичи получат приоритетное право приобретения жилья по ипотеке"</B><BR><BR><B>известия: </B>Как отразится на москвичах ликвидация института очереди на жилье, предусмотренная новым Жилищным кодексом? И вообще, отмена "очереди на жилье"- это зло или благо?<BR><BR><B>Марина Оглоблина:</B> Известно, что в подавляющем большинстве регионов возможность получения бесплатного жилья лишь декларировалась, ее невозможно было реализовать на практике. Отказываясь от этого "нефинансируемого мандата", государство поступает честно. Другой вопрос - как ликвидация "живой очереди" будет проходить в тех немногих городах, прежде всего в Москве, где бесплатные жилищные программы реализуются на практике. Заменить предоставление бесплатного социального жилья должно как раз социальное ипотечное кредитование. Его несомненные плюсы - сокращение сроков ожидания предоставления жилья. Если раньше очередник полностью зависел от того, подошла ли его очередь (а этого можно было ждать годами и даже десятилетиями), то теперь, с помощью социальной ипотеки, граждане сами могут приближать сроки получения жилья.<BR><BR><B>известия: </B>Как в реальности будет выглядеть московская социальная ипотека? Кто сможет ею воспользоваться?<BR><BR><B>Оглоблина:</B> Разрабатывается несколько схем. Во-первых, очередники (в зависимости от срока пребывания в очереди) смогут воспользоваться схемой, согласно которой предусмотрена продажа квартир, построенных по городскому заказу, непосредственно по инвестиционной себестоимости строительства - без "накруток". Во-вторых, очередники могут претендовать на субсидию для покупки жилья на рынке по стандартной ипотечной схеме. Кроме того, город будет обязывать строительные компании резервировать часть строящегося жилья, для того чтобы у москвичей было приоритетное право его приобретения по ипотеке. Тем самым мы будем некоторым образом регулировать миграционную политику.<BR><BR><B>известия: </B>Задача определения категории "малоимущих граждан" теперь отнесена к ведению регионов. По каким критериям она будет решаться в Москве?<BR><BR><B>Оглоблина:</B> Этот вопрос для нас самый болезненный. Ведь с 1 марта мы должны принимать людей в очередь уже на новых условиях. Однако пока такие критерии официально не утверждены. К сожалению, в данной ситуации городские власти стали заложниками нерасторопности федеральных министерств. Минрегионразвития выпустило свои "Методические рекомендации" на этот счет только 25 февраля, лишь за несколько дней до вступления Жилищного кодекса в силу. При этом предложенная методика не до конца согласована с другими министерствами - теми же МЭРТ и Минфином. Следуя рекомендациям федеральных властей, департамент жилищной политики и жилищного фонда разработал законопроект "Об основаниях и порядке признания граждан малоимущими и порядке постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях". Однако концепция не прошла даже предварительного обсуждения в Мосгордуме - депутаты в один голос рекомендовали ее доработать. Критерии признания семьи малоимущей будут официально обнародованы сразу же, как только они будут утверждены. Основные положения методики будут изложены в городском законе "Об основаниях и порядке признания граждан малоимущими и порядке постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях", а сама методика - утверждена постановлением правительства Москвы.<BR><BR>Возможно, в будущем приблизительно оценить свой имущественный статус получится в интерактивном режиме - наподобие "ипотечных калькуляторов", размещаемых сегодня на сайтах банков, занимающихся ипотечным потребительским кредитованием. Пока же следует ориентироваться на базовые положения Жилищного кодекса, изменять которые мы не вправе. Точно останутся и прежние критерии, действовавшие в столице до 1 марта: российское гражданство, постоянное проживание в столице не менее 10 лет, 5 лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий, наличие менее 10 кв. м общей площади на человека (менее 15 кв. м - в коммунальных квартирах).<BR><BR><B>известия: </B>Если расходы городского бюджета на финансирование строительства увеличатся за счет роста цен на стройматериалы, не будет ли это угрожать свертыванием части социальных программ?<BR><BR><B>Оглоблина:</B> Внеплановое повышение цен на сырье, особенно в середине финансового года, когда зачастую нет возможности вносить изменения в уже утвержденный бюджет, - это всегда риск недовыполнения муниципальных программ. Ведь что означает, к примеру, недавнее повышение цен на цемент? Это, по предварительным расчетам, "лишних" $20 к себестоимости строительства одного квадратного метра типового жилья. Казалось бы, не так много. Однако если учесть, что в год Москва за счет бюджета строит около 1,2 млн кв. м жилья, то мы разом становимся перед необходимостью дополнительно изыскать порядка $30 млн в городском бюджете просто для того, чтобы выполнить нашу годовую программу. Рост себестоимости строительства из-за повышения цен на цемент и сопутствующее сырье (продукцию производителей бетона) - это угроза для тех самых социальных ипотечных программ, о которых мы говорили ранее. Увеличение себестоимости строительства ведет к увеличению объема требуемых заемных средств.<BR><BR>Еще одна проблема именно для муниципального строительства (по городскому заказу) будет связана с предлагаемым новым порядком расчетов между строителями и производителями цемента. Исходя из складывавшейся годами на рынке деловой практики, цемент всегда оплачивался уже после его поставки, иногда в рассрочку. Возмещение затрат строительным организациям, работающим по городскому заказу, также всегда производится по выполнении определенного цикла работ - таковы правила расходования бюджетных средств. Инициатива "Евроцемента" ввести 100%-ную предоплату продукции, причем посередине финансового года, невыгодна прежде всего строителям - они будут оплачивать цемент фактически из оборотных средств, тогда как ранее могли договариваться об отсрочке оплаты цемента до поступления средств из бюджета.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...