Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Российскому бизнесу надо научиться разговаривать друг с другом"

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вернувшись из Лондона, попытался понять, почему же после двух дней, проведенных на <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/economic/article1582705">Российском экономическом форуме</A>, проходившем в этом городе уже в восьмой раз, остались такие противоречивые впечатления. Конечно, само по себе мероприятие, 90 процентов участников которого - русские, но при этом оно проходит в Лондоне, изначально противоречиво. Зачем двум тысячам человек ехать за две с половиной тысячи километров, когда мы все могли встретиться где-нибудь в России. Это я заметил еще два года назад, впервые побывав на этом мероприятии, об этом не без иронии говорили с трибуны многие выступавшие и в этот раз. <BR><BR>Единственное разумное объяснение могло бы заключаться в том, что проведение форума в Лондоне может приблизить мероприятие, нацеленное на привлечение внимания к России, к ее инвестиционному потенциалу, - к целевой аудитории, то есть к западным бизнесменам, политикам, общественным деятелям, инвестиционным аналитикам. И в формате, привычном для них, раскрыть новые возможности российской экономики, охарактеризовать опыт развития бизнеса в России, обсудить возможные пути преодоления тех барьеров, которые все еще сдерживают масштабные инвестиции в нашу страну. В конце концов, постараться упрочить имидж российских компаний, да и всех российских предпринимателей в глазах зарубежных партнеров.<BR><BR>Но, к сожалению, эта цель, на мой взгляд, не для всех российских участников форума была приоритетом.<BR><BR>Что же нового было в программе форума, и что вызвало недоумение и оставило такой весьма неприятный осадок? Пожалуй, состав докладчиков и тональность их выступлений в первый день форума, которые, кстати, разительно отличались от тональности и состава выступающих во второй день. Случайно это получилось или так было спланировано неким сценаристом, но с самого открытия форума одно за другим пошли выступления, буквально пропитанные безнадежностью и пессимизмом по поводу состояния нашей экономики, политической системы и хода реформ. Факты выступающими использовались в общем-то общеизвестные, однако их интерпретация и выводы в общем контексте оставляли крайне негативное впечатление об инвестиционном климате в нашей стране. Что самое неприятное, исходили эти оценки от наших с вами соотечественников, причем именно от тех, кто несет прямую ответственность за то, что у нас сегодня получилось и в экономике, и в политике - от бывшего премьер-министра, бывшего первого вице-премьера, бывшего министра экономики, советника президента России по экономике...<BR><BR>Не знаю, был ли у этих известных и уважаемых людей какой-то стратегический замысел или это было совпадение - обидное для них самих и неприятное для окружающих. Печальнее всего то, что в выступлениях не было предложено никаких практических мер по разрешению называвшихся проблем, многие из которых, безусловно, существуют. <BR><BR>Как говорит Сенека, "никакой ветер не будет попутным тому, кто не знает, куда плыть". <BR><BR>Ехать за тридевять земель имело смысл для того, чтобы обсудить конкретные совместные шаги, изучить положительный опыт работы российских и зарубежных компаний в сегодняшних макроэкономических условиях, обсудить отношения между взаимосвязанными бизнесами. К сожалению, в первый день форума вместо конструктивного диалога мы видели явную саморекламу, построенную на критике нынешней власти.<BR><BR>Немало было выступлений и высказываний по проблемам взаимоотношений бизнеса и власти, бизнеса и общества, социальной ответственности бизнеса. Все это очень важные и интересные темы, но, на мой взгляд, самая важная на сегодняшний день - это тема этики бизнеса во взаимоотношениях бизнес-бизнес. Ведь именно с этой точки зрения надо рассматривать такие недопустимые явления, как недобросовестность компаний при уплате налогов, ценовые сговоры на различных товарных рынках, коррупция со стороны бизнеса, нецивилизованный лоббизм и другие внеэкономические формы получения конкурентного преимущества.<BR><BR>Другое дело, что к такой теме нужно подходить серьезно и ответственно, на ней сегодня не создать "суперлиберального" ореола.<BR><BR>Что же касается роли государства в создании единых правил игры, единых подходов к бизнесу, выступавшие на форуме представители зарубежных компаний, уже пришедших на российский рынок, единодушно называли это правильным и необходимым подходом. И в своих выступлениях приводили впечатляющие примеры динамичного развития своего бизнеса в России и в целом позитивно и оптимистично оценивали изменения, происходящие в российской экономике. <BR><BR>Такой же точки зрения придерживаются и менеджеры "Российских железных дорог". Выступая на форуме, мы попытались представить свое понимание процесса управления изменениями в контексте реформы российских железных дорог. Совершенно очевидно, что рыночная экономика никогда не даст идеальных условий для развития каждой компании. Всегда у каждого бизнеса будут свои риски. Есть они и у ОАО "РЖД". Главное - насколько мы их понимаем, оцениваем, прогнозируем и имеем возможность управлять ими.<BR><BR>Больше всего нас заботит сегодня риск продолжения нерегулируемого роста цен поставщиков в условиях жесткого государственного регулирования тарифов на основные виды услуг нашей компании. Так, рост цен на металлопродукцию в целом по этому году к среднему уровню прошлого года прогнозируется на уровне от 40 до 56 процентов. Но мы ведь железная дорога, а не деревянная. И при регулируемом государством росте тарифов на наши услуги ниже уровня инфляции - всего на 8,5 процента - у нас образуется бюджетный дефицит почти в миллиард долларов. Вот в таких случаях и необходимо вмешательство государства, чтобы инвестиционные аппетиты одной отрасли не убивали другую отрасль. Иначе через пять лет кто же повезет продукцию металлургических комбинатов, кто будет заказывать им колеса, рельсы и металлопрокат?<BR><BR>Где-то государственное регулирование совершенно необходимо, где-то его, очевидно, необходимо сокращать. Так, например, анализируя риски, связанные с дальнейшим обострением конкуренции - как с независимыми перевозчиками, так и с другими видами транспорта (с автомобильным и речным), - мы поняли, что государство искусственно ставит нас вне конкуренции, не позволяя нам снижать цены, делать их гибкими по срокам и направлениям. Наши предложения, с которыми мы выходим и в правительство, и к бизнес-сообществу, заключаются в том, чтобы более энергично двигаться в сторону либерализации цен на железнодорожные перевозки на тех направлениях и по тем видам грузов, где уже созданы конкурентные условия. Например, в перевозке нефти, где конкуренция существует не только с трубопроводным транспортом, но и с независимыми операторами, владеющими в настоящее время более чем 70 процентами специализированного подвижного состава. <BR><BR>Вывод, который я сделал для себя после Российского экономического форума: нам, российскому бизнесу, надо научиться разговаривать друг с другом. Разговаривать и договариваться. И не только в Лондоне. И не только в режиме апеллирования к власти или к западному общественному мнению. И пора усвоить, что налоги, как и смерть, неизбежны. Кстати, когда мы начинали реформировать отрасль, долговые обязательства МПС перед бюджетом достигали 90 миллиардов рублей. На сегодняшний день - после двух лет работы - у ОАО "РЖД" нет ни одной просроченной задолженности, все обязательства выполнены с соблюдением графика. Рост налоговых выплат за 2004 год составил более 25 процентов и превысил 140 миллиардов рублей. <BR><BR>На мой взгляд, российскому бизнесу очень важно культивировать в российском обществе безоговорочное подчинение закону. Всегда, во всех аспектах. Начиная с себя. В этом наша социальная ответственность. Наша миссия.<BR><STRONG>Владимир Якунин, первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги"</STRONG>

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...