Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Сорокин играет в нумерологию

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Собственно нового в вышедшем сборнике Сорокина не так много. Это четыре рассказа ("Волны", "Сердечная просьба", "Кухня", "Черная лошадь с белым глазом" - последний рассказ публиковался в "Известиях"). Рассказ "Хиросима" уже печатался. Киносценарии "Четыре" и "Копейка" известны по киноверсиям, а "Дети Розенталя" по опере.<BR><BR>Если исходить из столь любезной сердцу писателя нумерологии, то сборник замечательно скомпонован. Четыре новых рассказа (публикации в периодике - "Волны" и "Черная лошадь с белым глазом" - не в счет) плюс три сценария и рассказ ("Хиросима"), выдержанный в сценарной поэтике. Итого: восемь, символ бесконечности, божественное число. Можно и так - пять рассказов и три сценария. Или пять рассказов, два сценария и одно либретто. Каждый раз числовая символика будет давать разные смыслы и новые формы толкования. Например, четыре, с одной стороны, символ устойчивости, число земное, низменное, материальное, порочное (два плюс два - четыре, а два - число дьявольское, поскольку символизирует факт отпадения от Бога, разрушение божественной единицы). С другой стороны, в античной традиции четыре - число особо почитаемое, поскольку четверка в себе самой содержит всю декаду (1+2+3+4=10). Декада же, разделенная на два (две условные части сборника), дает нам пять, то есть пять рассказов. Если к пяти рассказам прибавить два сценария, то получится еще одно магическое число - семь. О магии этого (и не только этого) числа рассуждает главный герой рассказа "Волны": "Двенадцатого... двенадцать - хорошее число... делится на два фундаментальных числа... а три и четыре - это семь... семь... семь планет... семь пуговиц на курточке, а восьмую тетушка отрезала ножницами трофейными...". Вот вам, пожалуйста, вся нумерологическая философия сборника: три сценария, четыре рассказа, а восьмой, отрезанный ножницами (символ двойки), результат деления сборника на две части. Для Сорокина с его лейтмотивом удвоения (дублей) - это вещь достаточно принципиальная. Кстати, и сам писатель вполне может ассоциировать себя с числом четыре. Потому что четыре умножить на десять будет сорок. От сорока до Сорокина - один шаг. Более того, можно сказать, что страсть к дублям (клонам) - тоже свойство фамилии Сорокина. Недаром же говорят "сорок сороков".<BR><BR>Если же отвлечься от нумерологических изысканий, то можно сказать, в книге действительно два Сорокина. Новый и старый. Новый, сохраняя стилистическое мастерство и тонкое чувство художественного языка, отказался от показательных деконструктивистских выступлений. Деконструктивизм (черная пустота, ужас и разлад) загнаны внутрь. Они угадываются, но не кричат о себе. Вот, скажем, первый рассказ - "Волны". Мирная семья. Физик-ядерщик и его жена. Время - хрущевское, пейзаж - летний. Сосны. Лунный свет. Сосны спят ("как слоны" - едва ли не единственный диссонанс). Волнение мира улеглось, но поднимается волнение душевное. Результат волнения - любовная сцена. И потом супруги засыпают. Муж - с мечтой о подводном ядерном взрыве и цунами. Жена - с душевной смутой, которая выливается в страшный и символичный сон о черной волне. Собственно, все. Далее Сорокин лишь поддерживает ощущение зыбкости реального мира, столь же условного, как и художественная стилистика. То же самое происходит и в других рассказах: и в "Черной лошади с белым глазом" (предчувствие войны, нарушающее сельскую идиллию), и в "Сердечной просьбе" (письмо жалкого советского пенсионера к родственникам, почти детское, недаром оно завершается "Торжественной клятвой советского рабочего"), и в "Кухне" (почти кабаковская инсталляция - дотошное воспроизведение советской кухни). <BR><BR>В сценариях больше прежнего Сорокина, и здесь он чувствует себя раскованнее, оставляя больше возможностей для понимания. Как, наверное, и должно быть в сценарии.<BR><BR><EM>Владимир Сорокин. Четыре: Рассказы. Сценарии. Либретто. М.: Захаров, 2005. - 208 с.</EM><BR><BR>Читайте также: <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/culture/article1498977">Н Александров. В партере сидят все те же</A>

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...