Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

И смех и грех

0
У Николая II (Валерий Лантратов) и Распутина (Ринат Арифулин) сложные, но вполне традиционные отношения. А что до танцующего в трико Николая, так он, как видите, всегда при параде, даром что нудист был (фото Игорь Захаркин)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Около семи часов вечера у Театра эстрады, где новый "Имперский русский балет" должен был представить московскую премьеру балета "Распутин", <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/community/article1498835">возмущенных верующих уже не наблюдалось.</A> Разошлись и "распутинцы" с портретом своего кумира. Одиноко топтались скорбного вида старушки и мрачноватые бородатые мужички, чуть что бросавшиеся в атаку на входящих в театр: "Сходите, сходите, посмейтесь, поглумитесь над святынями, жиды проклятые!"<BR><BR>Сразу скажу, посмеяться над святынями на этом балете не удалось бы и самому отъявленному богохульнику. Создатели "Распутина" чисты, как дети, и блаженны, как нищие духом. Потому как балетные вообще - самые наивные и незатейливые люди на свете.<BR><BR>Кто еще может с такой святой простотой рассказать сказку про "ясновидящего шарлатана" Распутина, который пил, гулял, лечил, и, заслужив сначала расположение, а потом нерасположение царской четы, был изгнан, можно сказать, за аморальное поведение после того, как сильно подвыпивши явился на царский бал? А тут еще война, переполнившая чашу народного терпения. Вот и порешили, навалившись, Распутина "князья с генералами". А заодно, получается, и царскую семью. Поскольку повязан с ними Распутин и тянет их за собой в могилу. <BR><BR>Балетным для "поплясать" любой сюжет сгодится. А уж такой, в котором есть и любовный треугольник, и невинное дитя, и невидимый ангел, грех упустить. А народ всяких национальностей - на ярмарках, площадях и в кабаках - такой простор для танцев с колоритом! А если пляшут балетные люди еще и руководствуясь целью "изгнать бесов" из организма тяжелобольного Отечества - так что же их за это ругать? Уж не опаснее они при этом какой-нибудь целительницы Ванды, возвращающей алкоголика-мужа в семью одним только наложением рук на фотографию. <BR><BR>Без молитв и заклинаний не обошлось. Колокольный перезвон и молитвы звучат без перерыва - на случай и без случая. Так ведь всегда есть повод - и у Распутина, который носится по сцене и крестит все, что движется и не движется (однажды даже посмотрел в зал - и тоже всех перекрестил); и у царя Николая, которому за державу обидно (в одной из сцен он стоит, сцепив руки, а Распутин показывает ему - "руки-то расцепи", а царь не расцепляет рук, молится и молится...); не говоря уже о бедной государыне, у которой голова идет кругом - больной ребенок на руках, недееспособный муж, с одной стороны, и соблазнитель-целитель Распутин, с другой. Что до царевича Алексея (в этом балете он - единственный ребенок в семье), то за ним и вовсе, кроме Ангела - этакой дюймовочки, мельтешащей во всех сценах, - присмотреть некому. <BR><BR>А что "святая простота" - не та, что хуже воровства, а та, что само воровство, по сути, и есть, - самое точное определение этого действа, так кто ж в балете не ворует? Кто рук на наследие не накладывает, дабы опять же все самое лучшее в ход пустить с самыми благими намерениями? Балетмейстер "Распутина" Георгий Ковтун и прихватил все, что хоть раз уже удачно прошло, хорошо продалось и имело успех. Парни в расшитых рубахах ломятся вприсядку, рвутся в "разножках" и крутят лихие "мельницы"; какие-то неаполитанцы шабашат тарантеллу; хорваты, топоча, стеной идут на публику; немцы задирают юбки своим гретхен. Есть канкан, есть танго, цыгане есть. Даже ряженый медведь есть - в многофигурной композиции "Распутин гуляет с девками, пока филеры из охранки за ним следят" он от нечего делать топчется на заднем плане, ловит блох и отгоняет мух. Глаз, честное слово, от этого чучела не оторвать. <BR><BR>Мимо творческого наследия Юрия Григоровича тоже не прошли. И бессмысленно спрашивать, почему Распутин - длинноногий солист Большого театра Ринат Арифулин - так похож одновременно и на Ивана Грозного, и на Визиря, и на Абдерахмана. Все его тело заточено под то, чтобы грешить и каяться, молиться и куражиться -потому ровно, что он чистый лубочный клон всех этих персонажей, посягавших на духовное главенство, но разрываемых демонами.<BR><BR>В конце концов, если речь идет о подлинно народном искусстве, ярмарочном таком, балаганном, домотканом, все, знаете, средства хороши, кроме скучных. А по мне, честно говоря, этот неуклюжий, как чешущийся медведь, несуразный, как сочетание пасторали и "цыганочки", балет - по-всякому меньший разврат, чем тяжба депутатов с Симпсонами или их коллективные походы в Большой театр на предмет рецензирования опер. Уж лучше так развлекаться, подумывая про себя: вот, и вправду, до какой беды довели Отечество, что такой смешной балетик оскорбляет не эстетические, а религиозные чувства граждан.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...