Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Фрекен Нули

0
Заглавную роль в постановке известного режиссера сыграла его жена - привлекательная женщина и одаренная актриса Юлия Высоцкая
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Андрон Кончаловский поставил в Театре на Малой Бронной пьесу Августа Стриндберга "Фрекен Жюли" и назвал ее зачем-то "Мисс Жюли". Заглавную роль в постановке известного режиссера сыграла его жена - привлекательная женщина и одаренная актриса Юлия Высоцкая. <BR><BR>У знаменитых людей, как и у всех прочих, случается в жизни досуг. И на досуге они занимаются всякими пустяками - раскладывают пасьянсы, читают глупые детективы, выпиливают лобзиком, вышивают крестиком. Андрон Кончаловский ставит спектакли. Хороши ли они, вопрос столь же праздный, как вопрос о художественных достоинствах вышивки: в домашних условиях смотрится неплохо, в музее прикладных искусств выглядела бы странно. Кончаловского часто сравнивают с другими кинорежиссерами, работавшими в театре. А именно - Вайдой, Бергманом, Тарковским. Это сравнение нелепо. Спектакли великих кинематографистов могли быть удачны, а могли и не очень (скажем, "Гамлет" Тарковского единодушно признали провалом, а "Фрекен Жюли" того же Бергмана, напротив, поразила всех видевших ее каллиграфической красотой сценического письма), но за ними всегда удавалось обнаружить серьезные намерения, смелые замыслы, иногда - мучительные поиски. За спектаклями Кончаловского стоит пустота. Так человек, выпиливающий лобзиком, вряд ли собирается сообщить что-то миру, хотя выпиливать может при этом очень искусно. (К слову сказать, к фильмам Кончаловского позволительно относиться так или эдак, но даже самые неудачные из них - это все же художественное высказывание, а не плод праздного времяпрепровождения.)<BR><BR>Будучи человеком из интеллигентной семьи, Кончаловский тянется к классике. Только за последнее время объектами приложения его сил стали произведения великих представителей "новой драмы" - Чехова ("Чайка") и Стриндберга (вышеозначенная "Фрекен Жюли"). Для досужих театральных забав разумнее выбирать другие произведения - попроще, но возразить в принципе тоже особенно нечего. Тексты хорошие. <BR><BR>В случае с опусом Стриндберга некоторая опасность состоит, пожалуй, лишь в том, что, в отличие от <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/culture/article106340">"Чайки&quot;, </A>в которой каждая реплика насыщена таким количеством театральных смыслов, что эти смыслы вопреки намерению постановщика неизбежно будут толпиться вокруг спектакля, сбивая с толку честных людей, "Фрекен Жюли" - пьеса совершенно иная. Историю стремительного сближения хозяйки и ее слуги и их столь же стремительно растущего отчуждения не одолеешь эффектной подачей хрестоматийных реплик, необычной трактовкой персонажей и иными забубенными режиссерскими кунштюками. Это камерное произведение на двух артистов (третья героиня Кристина играет у Стриндберга второстепенную роль) можно взять лишь глубоким бурением. Но тратить время на сей трудоемкий процесс в данном случае было как-то странно - досуг должен приносить удовольствие. В результате зияющая пустота нового театрального опуса Кончаловского не была замутнена никакими привходящими смыслами. О чем, бишь, нечто? Ни о чем.<BR><BR>Самое нелепое, что может сделать критик, пишущий рецензию на этот плод непринужденного сценического рукоделия, - начать анализировать увиденное. Подробно описывать декорацию, представляющую в натуралистических подробностях кухню барского дома. Сетовать, что г-жа Высоцкая куда как хороша в первой части представления, где она играет эротическое томление и одновременно девчачий какой-то трогательный задор, и безнадежно плоха во второй, где надо играть надменность и униженность, женскую истерику, отчаяние самоубийцы. Задаваться вопросом, интересует ли Кончаловского в этой пьесе то, как вызревшая в аристократической среде идея социального равенства и плебейская идея социального реванша входят в непреодолимый клинч, или же его больше волнует фрейдистская подоплека событий. Пенять режиссеру, что смелое оголение упругих ягодиц г-жи Высоцкой - это скандальный PR-ход, недостойный известного художника. Спектакли Кончаловского поставлены не художником. Не мыслителем. Не режиссером. И даже не кинорежиссером. Они поставлены ньюсмейкером, у которого - как и у всех у нас - есть право на культурный отдых. Как хочет - так и вышивает.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...