Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Герои "Мастера и Маргариты" не находят места на московской земле

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Злой рок преследует памятник Михаилу Булгакову и его автора, <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/person/article61507">скульптора Александра Рукавишникова</A>. Изгнанная с Патриарших прудов после бурных протестов жителей соседних домов скульптурная композиция обрела было новое место - пруды на Воробьевых горах. Но и там начались проблемы. На этот раз против памятника высказались прихожане находящегося рядом Андреевского монастыря, уверенные, что ничего, кроме часовни, на этом месте ставить нельзя. Автор полагает, что "скульптуры, как и рукописи, не горят", но надежду увидеть свое творение на московской земле почти потерял. <BR><BR>Скульптурную композицию, посвященную творчеству Михаила Булгакова, московское правительство заказало известному скульптору Александру Рукавишникову еще в 1998 году. Тогда он вместе с архитекторами Сергеем Шаровым и Александром Кузьминым выиграл конкурс на право изваять писателя и героев его произведений, а мэрия взялась оплатить установку будущего памятника в преддверии 115-й годовщины со дня рождения Булгакова. Проект прошел одобрение всех возможных художественных и градостроительных инстанций - от Академии художеств до общественного совета при мэре Москвы. Но тут оказалось, что вкусы искусствоведов и чиновников не совпадают с предпочтениями простых горожан. Жители Патриарших оказались непреклонны и организовали такую мощную волну протестов, что власти вынуждены были отказаться от планов установки творения Рукавишникова на прудах. Сильнее всего граждан возмутил нестандартный скульптурный акцент в виде 7-метрового примуса, в который автор решил заключить Коровьева, Бегемота, Воланда и прочую нечисть из романа "Мастер и Маргарита". Поэтому, предпринимая вторую попытку хоть как-то пристроить дорогостоящий памятник (в композиции около 15 фигур), инициаторы постарались действовать осторожнее. <BR><BR>На этот раз для установки композиции были выбраны два пруда в окрестностях Андреевского монастыря - ведь именно на Воробьевых горах заканчивается действие "Мастера и Маргариты". От примуса отказались сразу - вместо него Рукавишников придумал автомобиль, на котором герои улетают в финале романа. Казалось, приняты все возможные меры предосторожности. <BR><BR>- На прудах ничего трогать не будем, - рассказывал Александр Рукавишников в интервью "Известиям". - Только дорожки сделаем странные и очень хороший свет, поставим направленное освещение. Чтобы не возникла храмовая тема, черная машина будет "взлетать" с откоса в направлении, противоположном монастырю, в сторону "Лужников". Тогда как все библейские герои, наоборот, "пойдут" к монастырю. Придется, правда, лепить новых Коровьева с Бегемотом и переделывать Иешуа... <BR><BR>Предосторожности не помогли - новый проект едва успел получить одобрение градостроительного общественного совета при мэре, как обнаружились новые противники - группа прихожан во главе с протоиереем Борисом Даниленко, директором Синодальной библиотеки Московского патриархата. <BR><BR>- Памятник собираются поставить на месте могильника XVII века, - рассказали "Известиям" в Синодальной библиотеке. - Сейчас там пруды и курган, а в 1604 году было одно из кладбищ, на котором погребено 127 тысяч человек, умерших в основном от моровой язвы. Мы хорошо относимся и к Булгакову и к его роману, но считаем, что на месте кладбища нельзя ставить ничего, кроме часовни. <BR><BR>Верующие борются с памятником собственными методами: провели на прудах крестный ход, отслужили молебен, а потом собрали около 500 подписей и отправили письмо президенту Путину. Им ответили, правда, уже из правительства Москвы. Суть ответа заключалась примерно в следующем: "никакого захоронения здесь не было и быть не могло". Теперь стороны выжидают. Прихожане ждут активных действий со стороны властей. Власти взяли паузу и, судя по всему, оценивают масштабы возможного скандала и думают, стоит ли в него ввязываться. Скульптор ждет, пока будут подписаны все официальные бумаги, необходимые для начала работ по установке, оплачивая тем временем хранение готовых частей композиции в разных художественных комбинатах. <BR><BR>- Моя работа в любом случае не пропадет, - философски говорит Рукавишников. - Скульптуры, как и рукописи, не горят. Если окажется совсем безнадежно... Зачем в переплавку? У меня там порядка 15 фигур - два Христа, Пилат, собака... Продам в Лондон или еще куда-нибудь, желающие купить уже есть. Но у меня имеются обязательства перед московским правительством - оно ведь платило деньги.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...