Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Есть ответственность общества. Невозможно немцам скрыться за спиной Гитлера...»

Режиссер Александр Сокуров — об обманутом большинстве и о том, что следует просить у Всевышнего
0
Александр Сокуров, фото: Владимир Суворов / ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Фауст» Александра Сокурова — одно из главных событий Венецианского кинофестиваля. Утром в день премьеры к Сокурову выстроилась длинная международная очередь журналистов. «Не поговорим нормально. Еще не хватало своих журналистов гонять!» — сказал мне Сокуров перед интервью. Но страшные знаки, которые делали распорядители процесса, заставили-таки ограничиться несколькими главными вопросами.

— Вы включили «Фауста» в свою тетралогию власти: «Молох», «Телец», «Солнце». Для вас это история в большей степени про владычество дьявола над людьми? Или про иллюзию человека, якобы обретшего безграничную власть?

— Трудно отвечать на этот вопрос. Я понимаю и чувствую, что такое отношения человека с Богом. Но вот что такое отношение с дьяволом, мне сложно себе представить. В моем понимании его просто нет. А человек совершает все свои богонеугодные поступки, когда становится слабым и неразумным. И никто его на это не толкает. Одна старая японская женщина мне сказала, что надо просить у Бога. Разума. Ничего другого просить не надо. Слабость и неразумность — это главное. Нет той границы, ниже которой не может упасть человек. В течение разных исторических периодов в связи с разными событиями люди удивлялись: разве человек способен на такое? Оказывается, способен.

— Тогда получается формальный парадокс: слабость и неразумность человека может возвести его на самую вершину мировой власти — как это и происходит с героями фильмов вашей тетралогии.

— Слабость и неразумность не одного человека, а многих людей. Так же, как и я не могу сам создать фильм — и это, кстати, нехорошо, что фильм создавало много людей, а я здесь сейчас один на виду. Так же и во власти — не бывает лидер одинок. Всегда за его спиной стоит обманутое и желающее быть обманутым огромное большинство. И всеми этими четырьмя картинами я скорее говорю, что нет персональной ответственности одного человека. Есть ответственность общества. Невозможно немцам скрыться за спиной Гитлера. А русским — за спиной Ленина. Мы понимаем, что эти преступления происходили при соучастии огромного числа людей. И так же сегодня — когда люди с чем-то не согласны, но при этом молчат. Или просто ворчат, тихо ползают — они тоже в ответе. Нет тотальной ответственности одной личности.

— Более того, по вашему фильму получается, что нет тотальной ответственности дьявола. Он у вас — не искуситель, а скорее часть личности Фауста, и очень удобная для него часть.

— Конечно! Потому что все, зарождающееся в человеке, зарождается именно в нем, а не за пределами личности. Там могут быть ускорители, но они не главное.

— В вашем фильме о Боге помнит только герой Антона Адасинского — Мефистофель. Все остальные о нем просто забыли. Профессор Фауст, производя вскрытие, ищет душу человека, не находит ее и успокаивается.

— Прекрасная реплика Солженицына в его нобелевской речи: «Люди забыли Бога». Она войдет в историю. Но здесь все гораздо сложнее. Это вещи сокровенные. И если о них говорит Ростовщик (у нас герой именно ростовщик, у нас нет Мефистофеля), то он просто играет словами, прощупывает эту часть сознания Фауста. Человеку ведь трудно смириться с тем, что существует Бог. Кстати, многие открытия, гуманитарные в том числе, возникают, когда человек забывает, что есть Высшая сила. Ему нужна свобода. Но свободой этой он часто распорядиться не может.

— Почему — при том, что текст далеко не канонический — вы решили снимать на немецком?

— Ну, сейчас в тексте уже очень многое от Гете. Сначала, конечно, этого не было, потому что сценарий писал Юрий Николаевич Арабов, а потом мы с Мариной Кореневой — это сотрудник Пушкинского дома, выдающийся переводчик и литератор — делали адаптацию на немецкий язык. Для меня немецкий является основой не только эстетики, но и характеров.

— Однако роль Ростовщика играет русский актер. Вы не нашли немецкого?

— Мы искали очень долго. В Берлине проходили пробы, мы пересмотрели сотни актеров. Но я остановился на Антоне Адасинском, потому что мне была важна пластическая характеристика этого персонажа. И Антон — блестящий пластический актер — значительную часть этих задач смог выполнить.

— Перенесение действия из средневековья в XIX век — принципиальный момент?

— Ну а как же? Мы поместили действие ровно в то время, когда Гете работал над «Фаустом». Фильм погружен в жизнь немцев, в европейскую эстетику, европейский быт. Вся эта история вообще выросла из европейского быта. Первые упоминания о Фаусте – самое начало XVI века. Посмотрите, какой колоссальный путь прошел этот сюжет! Без «Фауста» Гете не было бы ни Достоевского, ни Толстого...

Комментарии
Прямой эфир