Алексей Учитель: «Мы не должны безоглядно копировать западное кино»


25 сентября в Петербурге открывается 25-й кинофестиваль «Послание к человеку» — один из крупнейших в стране кинофорумов документальных, анимационных и экспериментальных фильмов. Кроме традиционных конкурсных программ — международной, национальной и экспериментальной, петербуржцы смогут увидеть ретроспективы каннского любимца Брийанте Мендосы и классика «Центрнаучфильма» Владимира Кобрина, главные игровые фестивальные хиты года, и в том числе запрещенную «Любовь» Гаспара Ноэ, а также посетить мастер-классы известных режиссеров и воссозданный в «Новом музее» видеосалон конца 1980–1990-х годов. Корреспондент «Известий» узнал у президента фестиваля Алексея Учителя о том, как «Послание человека» справляет свой четвертьвековой юбилей.
— Прежде всего, поражают масштабы и контраст — церемония открытия на Дворцовой и ретроспектива аниматора Константина Бронзита в следственном изоляторе «Кресты».
— «Кресты» — можно сказать, уже традиционная площадка фестиваля. Мы уже 3 года привозим туда создателей вместе с их фильмами. Открытие на Дворцовой — я думаю, это разовая акция, только для этого, юбилейного для нас года. Там состоится концерт Данилы Козловского, который, уверен, будет интересен очень многим жителям города, а еще пройдет не менее знаковый для нас показ документальной картины «Человек» Яна Артюса-Бертрана. Премьера этого фильма состоялась в Венеции, во второй раз его показали на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, а третьим станет показ в Петербурге. Действительно новое, что появилось в этом году и, надеюсь, останется впредь, — это программа игровых картин из призеров крупнейших мировых кинофестивалей — «Кино сверхреальности», которую подготовил Андрей Плахов.
— Получается, «Послание к человеку» берет на себя часть функций Фестиваля фестивалей, который обычно показывал петербуржцам фестивальные хиты, а в этом году прошел в усеченном виде, и медиафорума (он вообще не состоялся), где были программы кинокритиков Алексея Медведева, Бориса Нелепо?
— Не в курсе ситуации с медиафорумом и Фестивалем фестивалей, но я давно уже убеждал администрацию города, что Петербургу нужен один крупный кинофестиваль, и предлагал в рамках «Послания к человеку» сделать программу лучшего игрового кино года. Конечно, без конкурса — в мире так много престижных кинофестивалей, и соревноваться с ними кажется бесполезным делом. Эта программа довольно органично сходится с общей идеей фестиваля о взаимопроникновении и взаимообогащении всех видов кинематографа. Сегодня игровое легко проникает в документальное, в документальном появляются игровые элементы, а анимация активно совершает экспансию на запредельные территории. У нас как раз будет отдельная программа Алексея Медведева «В роли самих себя» про зыбкость этих границ.
— Видели ли вы картину «Любовь» Гаспара Ноэ? Сначала была информация об отмене показа, а затем он снова появился в программе.
— Сам я картину не видел, был слишком занят на съемках, но мне непонятно, откуда возник этот ажиотаж. Фильму не выдали прокатное удостоверение, но для фестиваля оно и не нужно — тем более его уже показывали на Московском фестивале. Моя личная позиция — ничего запрещать не нужно. Есть ограниченный прокат, есть возрастной ценз, этого вполне достаточно. Мы фильм из программы не убирали. Как президент фестиваля я говорю, что «Любовь» будет показана.
— Одно из самых интересных спецсобытий «Послания к человеку» — инсталляция «Видеосалон» в «Новом музее», посвященная подпольному видео в 1980-х — начале 1990-х годов. Буквально на днях в московском «Музеоне» успешно прошел фестиваль «Остров 90-х». Почему именно сейчас проснулся такой интерес к нашему недавнему прошлому?
— Потому что те годы — это уже такое ностальгическое ретро. Благодаря видео нам открылось сумасшедшее количество фильмов, о которых мы так много слышали, но никогда не смогли бы посмотреть. Восстановить видеосалон предложили коллеги из журнала «Сеанс», и мне эта идея показалась очень интересной. Кроме того, на фестивале пройдет конференция «История кино как медиаархеология» — там будет серьезный и, надеюсь, полезный для всех разговор.
— А вы сами посещали видеосалоны?
— Конечно, но недолго, потому что сравнительно быстро обзавелся собственным видеомагнитофоном и мог брать фильмы из видеопроката. Где-то в середине 1980-х мы снимали документальное кино в Мозамбике. Это отдельная история. На обратном пути мы сделали пересадку, если не ошибаюсь, в Йемене, где я на все суточные купил магнитофон со странным названием — марка, которую я потом нигде не встречал, — похоже, что был он ручной сборки, но, как ни странно, работает до сих пор.
— Какие фильмы больше всего вас тогда задели — из тех, что пришли окольными путями?
— В начале 1980-х мы были на съемках в Польше, и я помню, как всей группой побежали смотреть в кино «Однажды в Америке» Серджио Леоне, и, несмотря на польский дубляж, фильм произвел удивительное впечатление. Помню, как однажды, тоже до перестройки, мы с товарищами прорывались в Госкино на закрытый, только для чиновников, показ «Заводного апельсина». Нам выключали свет, выгоняли, но фильм мы все-таки досмотрели. Но, наверное, самое сильное потрясение — это «Полет над гнездом кукушки», который я в первый раз увидел как раз на кассете.
— Карен Шахназаров как-то сказал, что, выйди «Крестный отец» в советский прокат, то по сборам обогнал бы «Пиратов XX века» и вообще тепличные условия оказали медвежью услугу нашему кино. Вы как считаете?
— Может быть, так, но это не значит, что надо безоглядно копировать западное кино. Я, наверное, говорю банальность, но мы должны создавать что-то свое. И если талантливые авторские фильмы, которые берут призы на фестивалях, у нас появляются часто, то зрительского кино, особенно среднего слоя, в хорошем смысле ремесленного, — очень не хватает. Комедий, триллеров, детективов — именно они должны создавать основной поток. Пока этого у нас нет.