Казанский убийца написал книгу о преступлении и наказании


Казанские оперативники задержали подозреваемого в убийстве 76-летней Фариды Зариповой и ее 38-летней дочери Лилии. Им оказался 38-летний преподаватель одного из вузов Казани, кандидат философских наук Игорь Данилевский. В квартире он оставил на стене надпись кровью Free Pussy Riot, чтобы выдать убийство за ритуальное. По данным следствия, Данилевский совершил убийство во время ссоры с Лилией Зариповой. «Известиям» удалось выяснить, что за два года до убийства он написал книгу «Сессия: дневник преподавателя-взяточника», которую издал за свой счет.
Задержанный мужчина полностью признал свою вину, сообщает Следственный комитет. По его показаниям, он учился с младшей из двух убитых женщин, Лилией, и поддерживал с ней дружеские отношения. Он сумел уговорить подругу погасить за него часть взятых кредитов на несколько сотен тысяч рублей. Отдать долги Лилии Данилевский не мог, поэтому прикинулся пылким влюбленным и даже предлагал ей поехать вместе отдыхать в Египет.
Потом — опять же из-за отсутствия денег — поменял Египет на Крым и позвал с собой в Симферополь. В день убийства Данилевский пришел к Лилии и сообщил, что поездка снова срывается и переносится на январь. Они поссорились. По словам Данилевского, подруга упрекала его во лжи и оскорбляла. В результате он схватил нож и ударил ее в шею. Потом было еще пять ударов, утверждают судебные медики. В это время в комнату зашла мать женщины. Данилевский убил и ее, чтобы не оставлять свидетелей. А потом написал на стене Free Pussy Riot — чтобы сбить оперативников с толку и придать всему преступлению религиозный оттенок.
Тела он выложил в форме числа 69, затем забрал из квартиры долговую расписку, 100 тыс. рублей и два мобильных телефона. Все эти вещи нашли потом в его квартире во время обыска на улице Чуйкова. Данилевский там проживал с родителями, скрываясь от кредиторов.
Два года назад в московском издательстве «Перо» вышла книга Игоря Данилевского «Сессия: дневник преподавателя-взяточника». Главный герой — молодой преподаватель не самого престижного волжского вуза Игорь Сокол. Он всеми силами стремится к красивой жизни, но на зарплату преподавателя особо не разгуляешься, поэтому он берет взятки и ставит зачеты за секс. Весь вуз знает о том, что он любит ездить за границу и философствовать. Неожиданно жизнь героя идет под откос, он совершает преступление и теперь полностью зависит от других людей. В книге на модную коррупционную тему две части: первая называется «Мертвые души», вторая — «Преступление и наказание».
В книге Данилевский пишет, что у него «начинается свой личный Апокалипсис». Вот, например, одно из философских отступлений: «Я говорил с духами и ангелами, которые были оттуда в духовном мире, и они сказали, что имеют Слово; что имели его с древних времен; что они совершают свое Богослужение по этому Слову и что оно состоит из одних соответствий. Они сказали, что в нем есть даже Книга Праведного, которая упоминается Иисусом Навином; также, что у них есть книги Браней Господних и Пророчества, упоминаемые Моисеем; когда же в их присутствии я прочитал слова, которые Моисей цитировал оттуда, то они хотели увидеть, были ли эти слова там, и нашли их. Из этого я заключил, что древнее Слово еще существует у них».
В издательстве «Перо» «Известиям» сообщили, что Данилевский издал эту книгу тиражом 1 тыс. экземпляров за свой счет, это обошлось ему в 60 тыс. рублей.
— Он приезжал в издательство несколько раз, а потом сам забрал весь тираж, — рассказали в издательстве. — Он производил впечатление спокойного и абсолютно адекватного человека. Мы эту книгу не редактировали и даже не читали, он принес нам свой авторский макет, и мы его просто напечатали.
«Мне снится, что я бреду по зданию, напоминающему наш универ. Я слышу голоса вокруг себя, и мне кажется, что некоторых из тех, кто сейчас говорит, я знаю, — пишет Данилевский. — Но меня что-то пугает, я не могу сразу понять, что именно, и только через какое-то время понимаю это. Я не вижу говорящих. Ни одного человека. Они есть, но в то же время их нет. Они как будто превратились в призраков. И тут меня охватывает настоящий страх. Страх такой силы, что хочется, стремглав, бежать по этим коридорам до тех пор, пока с треском не вышибешь ногой дверь и не окажешься на улице в каком-нибудь уютном дворике, где можно пройтись по зеленой траве и убедиться, что ты жив, здоров и вообще в полном порядке. Но все мои сухожилия становятся ватными, движения черепашьими, а, главное, я вдруг с ужасом понимаю, что это бессмысленно. Потому что скорее всего вокруг меня всё иначе. Голоса принадлежат людям, а вовсе не потусторонним существам. И эти люди реальны. А настоящий призрак — это я».
Известный психолог Сергей Ениколопов, завкафедрой криминальной психологии Московского психолого-педагогического университета, говорит, что эта книга поможет в последующем при проведении психолого-психиатрической экспертизы для выяснения личностных мотивов обвиняемого, толкнувших его на двойное убийство. Однако эксперт сомневается, что Данилевского признают невменяемым.
— Все его действия носили осознанный характер: он специально путал следы, оставив надпись про Pussy Riot и уничтожив свои отпечатки пальцев на месте преступления, — объясняет Ениколопов. — Очевидно, что это не банальное убийство — Данилевский, похоже, очень хотел прославиться, поэтому и приплел сюда скандальную панк-группу, чьи участницы получили по два года тюрьмы.
Из книги непонятно, какое конкретно преступление совершил молодой преподаватель, так любивший красивую жизнь. Но в финале он пишет о том, что хотел бы «почувствовать себя Шекспиром».
«Я не знаю, убьют, изувечат ли меня — лет через пять, когда всё забудется и окончательно стихнет. Скорее всего, так, — пишет Данилевский в своей книге. — Но одно я знаю точно. Если вы собираетесь стать вторым Бэконом-Шекспиром и оставить свой след на полях литературы, граните науки и ниве коррупции одновременно, то место преподавателя вуза для этого — лучший полигон. А кому из нас, признайтесь, однажды не хотелось почувствовать себя Шекспиром? Да?»
На допросе Данилевский в подробностях рассказал, как убивал обеих женщин и как они молили его о пощаде. Оперативники отмечают, что преподаватель-убийца буквально смаковал детали, описывая мучения своих жертв.
— Лилия звала на помощь, причем довольно громко, — рассказывал Данилевский в кабинете следователя. — Когда я уходил из квартиры, то очень удивился, почему никто из соседей не прибежал на помощь.
Напомним, что убийство было совершено 29 августа в доме № 68 по улице Фучика. В полицию обратился местный житель, который заметил, что дверь в одну из квартир открыта и оттуда доносится запах разложения. Внутри сотрудники правоохранительных органов нашли тела женщины 1936 года рождения и ее дочери 1974 года рождения.