Двигатель регресса: с виновных в ДТП планируют взыскивать ущерб по ОСАГО
Страховым компаниям могут вменить в обязанность предъявлять регрессивные требования по ОСАГО к виновникам ДТП. Речь идет о случаях с отягчающими обстоятельствами — когда водитель был пьян, не имел прав, покинул место аварии и т.п. Соответствующий законопроект подготовлен к внесению в Госдуму. Сейчас у страховых есть право подавать подобные иски, но они им практически не пользуются. В результате лишаются миллиардов рублей и фактически перекладывают эти расходы на добросовестных водителей, увеличивая тарифы по ОСАГО, полагают авторы инициативы. Новый закон, по их мнению, позволит не только избежать повышения стоимости полисов, но и увеличить лимиты по страховым выплатам. Эксперты, однако, не уверены в эффективности предложенной меры.
Какие новые нормы по ОСАГО хотят внести депутаты
В Госдуме хотят изменить условия пользования ОСАГО для водителей, виновных в ДТП с отягчающими обстоятельствами. В случае, если нарушитель был пьян, ездил без прав, скрылся с места аварии и т.п., страховые компании будут обязаны предъявить этому человеку регрессивные требования — то есть сначала возместить ущерб пострадавшему водителю, а потом через суд забрать эти средства у виновника аварии, даже если у него есть полис ОСАГО. Законопроект с введением такого механизма подготовлен к внесению в Госдуму главой комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым.
Регресс по ОСАГО — это установленное законом право (но пока что не обязанность) страховой компании после выплаты потерпевшему потребовать с виновника ДТП вернуть выплаченную сумму (полностью или частично), если условия договора страхования автогражданской ответственности были нарушены.
В числе оснований для предъявления регресса: водитель управлял автомобилем под воздействием алкоголя, наркотиков или психотропных веществ; у виновника ДТП не было водительского удостоверения, либо его права были просрочены или изъяты; виновник не вписан в полис (если полис ОСАГО был оформлен с ограничением по списку допущенных водителей); водитель, виновный в аварии, скрылся с места происшествия.
Целью инициативы является более справедливое формирование тарифной политики по ОСАГО, а также снижение рисков перекладывания стоимости страхования недобросовестных страхователей на других автовладельцев, говорится в пояснительной записке к законопроекту (есть у «Известий»).
Дело в том, что, хоть у страховых компаний и есть право подавать регрессные иски, они им практически не пользуются. «Только в 2023 и 2024 годах страховщики ОСАГО не реализовали свое право регрессного требования к недобросовестным страхователям на сумму 5,7 млрд рублей, что составляет более 98% от общей суммы таких требований», — отмечают авторы законопроекта со ссылкой на официальные данные Национальной страховой информационной системы.
В результате недостаток денежных поступлений в систему ОСАГО от недобросовестных автовладельцев компенсируется увеличением страхового тарифа для всех страхователей, подчеркивается в пояснительной записке. Депутаты считают такое положение дел «несправедливым, способствующим росту социальной напряженности».
Поправки в закон позволят исключить добровольный отказ страховщика от действий, направленных на получение денежных средств от недобросовестных водителей в результате ДТП, отмечают авторы инициативы.
Документ, вносимый в Госдуму, также призван снять один из барьеров, который якобы мешает страховщикам взыскивать такие средства, а именно исковое судопроизводство — обращение в суд влечет за собой временные и денежные издержки, которые зачастую больше суммы самого иска. Законопроект вводит упрощенное приказное производство по взысканию страховщиками ущерба по регрессивным требованиям. В пояснительной записке говорится, что, по информации отдельных страховщиков, снятие соответствующих барьеров сократит сроки взыскания регресса до 40%, повысит коэффициент взыскания до 90%.
— Законопроект был подготовлен вместе с автоэкспертами, а также с участием специалистов страховых организаций. С одной стороны, мы видим, что ремонт машин дорожает, но при этом страховые выплаты не увеличиваются. А когда поднимается об этом вопрос, страховые компании сразу заявляют, что им для этого нужно увеличить тарифы. Этим законопроектом мы показываем, что не надо ничего увеличивать, а нужно просто более эффективно использовать механизмы, которые уже есть, — пояснил «Известиям» Ярослав Нилов.
В итоге принятие поправок в закон создаст условия для сдерживания роста тарифов ОСАГО, считают авторы инициативы.
«Известия» направили запросы в ЦБ и правительство с просьбой оценить перспективу поддержки законопроекта.
Помогут ли новые нормы избежать роста тарифов ОСАГО
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) воздержались от комментирования самого законопроекта, так как с ним не знакомы, при этом признали, что страховые компании не всегда взыскивают ущерб по регрессивным требованиям.
— В настоящее время закон об ОСАГО предоставляет страховщику право направить регрессное требование к лицу, причинившему вред. Конечно, при принятии подобного решения страховщик оценивает целый ряд обстоятельств, начиная от размера выплаты до оценки им перспектив судебного спора с причинителем вреда, — пояснили в РСА. — Зачастую, особенно в случае сравнительно небольших выплат, расходы (реальные и ожидаемые) по ведению такого регрессного дела оказываются достаточно большими, и страховщик отказывается от реализации своего права.
По словам руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», автоэксперта Петра Шкуматова, законопроект давно назрел.
— Право регрессного требования возникает при достаточно грубых нарушениях условий страхования. Конечно, страховые компании не обязаны оплачивать по ним убытки, но сейчас они это делают, — заявил он «Известиям».
По словам Петра Шкуматова, страховщикам не очень выгодно этим заниматься, так как средний размер убытка по ОСАГО сегодня в районе 100 тыс. рублей, но он может быть и 5 тыс., и 10 тыс. рублей.
— В некоторых случаях судиться с виновником ДТП будет дороже, чем не пойти в суд. Поэтому позиция страховых компаний тут понятна, и что-то с этим делать надо. Но не думаю, что это сможет сдержать рост тарифов, тем более что они падают: средняя стоимость ОСАГО уменьшается с каждым годом, — отметил он.
Правильнее было бы не обязывать страховщиков судиться из-за, например, 5 тыс., а обязывать передавать эти «долги» специализированным организациям по взысканию долгов, тем же коллекторам, полагает эксперт.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, напротив, отнесся к инициативе скептически.
— Страховые компании получат деньги и по регрессивным требованиям, и будут лоббировать повышение тарифов. Поэтому этот законопроект явно не в интересах автовладельцев, — заявил эксперт.
По его мнению, случаи бывают разные, именно поэтому в законе сейчас прописано судебное производство, чтобы судьи досконально разобрались в инциденте, прежде чем вынести свой вердикт.