В Москве стартовала Московская международная неделя кино
В последнюю неделю августа внимание столичного культурного сообщества приковано к масштабному мероприятию — Московской международной неделе кино (ММНК). Москва ежегодно собирает зарубежных и российских экспертов в этой области из десятков стран для обмена опытом, подписания международных контрактов и заключения соглашений.
В этом году ММНК началась с деловой программы на площадке кинозавода «Москино». Первым на сессии «Москва — город кино» выступил руководитель департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин. По его словам, доля российских релизов в сборах отечественных кинотеатров выросла с 22% в 2019 году до 82% в 2024 году, а число их зрителей — соответственно с 51,1 млн до 100 млн человек.
«Мы видим, насколько растет интерес зрителей к нашим кинокартинам от года к году. Рост продолжается, хотя мы понимаем, что зритель начинает идти на онлайн-платформы, — рассказал Алексей Фурсин. — Спрос должен породить предложение от представителей индустрии, и для этого должны сработать несколько факторов. В первую очередь город ставит на развитие инфраструктуры. В Москве создана мощная студия для виртуального продакшена, в следующем году появится павильон для водных съемок».
Генеральный директор «Москино» Георгий Прокопов отметил, что в этом году в одноименном кинопарке открыты пять разных тематических декораций, включая столицу эпохи конструктивизма 1920–1930-х годов, а также русский средневековый город и провинциальные города Европы. В конце 2025-го — начале 2026 года появятся 23 новых павильона.
Всемирно известный режиссер Эмир Кустурица рассказал, что его вдохновляют кинозарисовки Дзиги Вертова о Москве, созданные столетие назад, и он хочет снять российскую столицу так же, как Федерико Феллини показал Рим в одноименной картине. По его словам, два оператора, которых он привез с собой, уже проводят первые съемки, включая героев картин. Также Эмир Кустурица намерен снять художественные фильмы по русской классике.
Продолжилась деловая программа сессией «Экранизировать нельзя придумать». Основным вопросом дискуссии стала популярность экранизаций и ее причины. Спикеры согласились, что главной причиной востребованности экранизаций у зрителя остается то, что они основаны на уже проверенных историях с собственной маркетинговой базой и сформировавшейся аудиторией, будь то книги или комиксы.
Главным вызовом для экранизаций остаются ожидания зрителей, которые помнят знаковые сцены и эмоции первоисточника. Но тут следует соблюдать баланс: ведь буквальное следование тексту может убить эмоции, а кардинальные изменения — исказить замысел автора и вызвать ненужные споры и дискуссии среди зрителей.
Сессия «Легенды мирового кинематографа» предоставила аудитории уникальный шанс пообщаться со всемирно известным режиссером, четырехкратным обладателем премии «Оскар» Вуди Алленом. Модерировал встречу знаменитый актер, режиссер, сценарист и продюсер Федор Бондарчук. Вуди Аллен рассказал о своих ориентирах в русской культуре. «Чехов для всех нас бог. Он великий писатель, все знают Чехова. Как и Пудовкина, и Эйзенштейна. Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев — часть культурного ландшафта всего мира, мы любим их и знаем», — отметил Вуди Аллен. По его словам, он посмотрел советский фильм «Война и мир», который идет более шести часов, в течение одного дня.
Американский кинорежиссер добавил, что несколько раз был в России, в том числе в Москве и Северной столице, но возможности снять кино о нашей стране у него не было. «Если мне предложат сделать фильм о России, нужно будет хорошо подумать, какой сценарий написать, чтобы он подошел Москве или Санкт-Петербургу», — поделился американский кинорежиссер.
По словам Вуди Аллена, на него оказали огромное влияние фильмы Федерико Феллини, Жана-Люка Годара, Ингмара Бергмана, Акиры Куросавы. «Эти фильмы производили большое впечатление на мое поколение режиссеров. Но у молодого поколения этого нет. Их больше впечатляют технологические фильмы, кино по комиксам с популярной, но менее существенной фильмографией», — полагает он.
«У авторского кино есть шансы, но у стриминга огромное преимущество. Я привык к старомодным фильмам. Я люблю ходить в кино, но все изменилось. Многие кинотеатры в Нью-Йорке закрылись. Людям нравятся стриминговые платформы. Я делал для телевидения фильм из пяти частей, но мне не понравилось. Я бы предпочел больше этого не делать. Я привык, чтобы кино смотрели в кинотеатрах, а не дома», — рассказал кинорежиссер.
Первый день ММНК не ограничился только деловой повесткой. Вечером в кинотеатре «Художественный» собралось более 400 человек — звезды отечественной и зарубежной киноиндустрии, почетные гости и журналисты. Поводом для встречи стала официальная церемония открытия Московской международной недели кино.
Мероприятие посетили Александр Цыпкин в роли ведущего, кинорежиссер и сценарист Эмир Кустурица, актер и каскадер Марк Дакаскос, а также режиссер Валерия Гай Германика. Знаковое событие навсегда останется ярким моментом в истории «Художественного».