Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Крупные автоперевозчики массово уходят от налогов за счет дробления бизнеса, выяснили «Известия». Необлагаемый налогами объем средств оценивается в 16 трлн рублей. Ранее в подобной схеме были уличены блогеры. Так, «дочка» X5 Group недоплатила по такой схеме налогов на 320 млн рублей, аналогичные претензии были и к «дочке» «Магнита» — более чем на 584 млн рублей. Для снижения НДС и обналички средств компании используют так называемые технические фирмы. В I квартале 2025 года вскрыто их рекордное число — 440 штук.

Как компании сокращают налоговые выплаты

Федеральная налоговая служба (ФНС) предъявила «дочке» X5 Group — логистической компании «Агро-Авто» — претензию в неуплате налогов на 320 млн рублей. Судебное решение вступило в силу 21 мая 2025 года, «Известия» ознакомились с документом.

Деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В решении московского арбитража, подтвержденного Верховным судом, говорится, что для ухода от налогов и обналичивания средств использовались так называемые технические компании — они не имеют штата сотрудников, своих ТС и используются для вывода денег из-под налогового учета.

«Технички» используются бизнесом для превращения его в многоступенчатую схему посредников для снижения налога на добавленную стоимость (НДС), рассказал «Известиям» руководитель аналитического агентства «Контроль рисков» Алексей Кожевников. Они же применяются для обналичивания средств, добавил он.

ФНС в ходе проверок «Агро-Авто» выявила около 10 таких «техничек». Значительная часть денежных средств, поступивших на счета этих контрагентов от «Агро-Авто», направлялась физическим лицам за оказание услуг по перевозке и обналичивалась, отражено в судебном решении. Услуги перевозки фактически оказывали индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, не являющиеся плательщиками налога.

Портфель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Павлов

С помощью сомнительных контрагентов размер НДС удавалось сократить на 90–99,99%, говорится в решении суда.

По итогам расследования налоговая инспекция доначислила компании 320,47 млн рублей дополнительного налога на добавленную стоимость. «Агро-Авто» оспаривала это решение вплоть до Верховного суда, но тот оставил его в силе.

Аналогичная ситуация произошла и с другим крупным автоперевозчиком — компанией «Сельта» («дочкой» «Магнита»). В ее деятельности также нашли десятки «техничек», использовавшихся для снижения НДС и обналичивания средств. В решении суда отмечено, что компания создавала фиктивный документооборот с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В результате в декабре 2024 года с «Сельты» взыскали 584 млн рублей без учета штрафов и пени.

В пресс-службе «Магнита» «Известиям» сообщили, что ФНС выставила претензии «Сельте» в части применения вычетов НДС по контрагентам, оказывавшим компании транспортные услуги. В частности, ФНС не подтвердила вычеты по цепочке контрагентов (субподрядчики 7–8-го звена), поскольку они не являлись плательщиками НДС. Сам факт оказания услуг перевозки с привлечением наемных перевозчиков ФНС не оспаривала.

ФНС
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По данным «Магнита», претензии налогового органа не носят системный характер, а имеют отношение лишь к единичным операциям. Все суммы, указанные в решении налогового органа, уплачены в полном объеме. В компании подчеркнули, что за последние годы компания почти в пять раз сократила использование наемного транспорта в своей работе, сделав ставку на расширение и обновление собственного автопарка.

Как рассказал «Известиям» Алексей Кожевников, есть, впрочем, и гораздо более впечатляющие примеры налоговых претензий и создания фиктивных контрагентов. К примеру, с автоперевозчика «АТЛ Регионы» из Санкт-Петербурга ФНС взыскивает более 799 млн рублей (судебные разбирательства в самом разгаре). А одним из рекордсменов по числу фиктивных контрагентов стало ООО «Квик Лайн Логистик» из Санкт-Петербурга. ФНС насчитала у него единовременно 123 «технички» и начислила 235 млн рублей дополнительных налогов, добавил эксперт.

Общая сумма налоговых начислений для транспортно-логистических компаний за 2024 год составила 15,75 млрд рублей, число выявленных «техничек» у них остается на рекордно высоком уровне, отметил Алексей Кожевников. В целом в I квартале 2025 года ФНС обнаружила 440 таких фиктивных компаний.

Контейнеры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По данным «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ), заказчиками услуг недобросовестных ТЛК выступают более 240 крупнейших компаний-грузовладельцев с суммарным оборотом более 16 трлн рублей. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», число автоперевозчиков, работающих вне правового поля, остается на стабильно высоком на уровне — более 60%.

Объем ежегодно недополучаемых государством налогов от отрасли автоперевозок достигает 900 млрд рублей, сказал «Известиям» председатель ОПИ Олег Павлов.

— Мы обратились к руководителю ФНС Даниилу Егорову с письмом и попросили принять необходимые меры по пресечению недобросовестных практик в сфере автоперевозок, — сказал он.

«Известия» направили запросы в ФНС, Х5 и «Агро-Авто», «Сельту» и другим перевозчикам.

Справка «Известий»

Схема дробления бизнеса применяется не только в автоперевозках, но и в блогосфере. Например, одним из самых громких стало уголовное дело в отношении Елены Блиновской. 3 марта 2025 года Савеловский районный суд Москвы признал ее виновной в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, отмывании денежных средств и неправомерном обороте средств платежей. По версии следствия, в период с 2019 по 2021 год Блиновская уклонилась от уплаты налогов на сумму более 900 млн рублей, используя схемы дробления бизнеса. С учетом пеней и штрафов налоговая задолженность составила 1,4 млрд рублей. Она получила пять лет колонии общего режима, штраф в размере 1 млн рублей и запрет на коммерческую деятельность в течение пяти лет после освобождения.

Что такое «бумажный» НДС и как им «оптимизируют» налоги

— Чаще всего российские перевозчики оптимизируют подоходные налоги (НДФЛ) и страховые взносы при выплате заработных плат, — рассказал «Известиям» президент ассоциации автоперевозчиков «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. — На втором месте среди востребованных моделей оптимизации — уход компаний от налогов на добавленную стоимость. Для этого используется в том числе «топливная схема», при которой часть оплаты субподрядчикам за перевозки проводится не деньгами, а горючим, в документах эта сделка не отражается. Наниматель декларирует, что топливо израсходовал самостоятельно, за счет чего получает вычет по НДС.

заправка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Еще один распространенный способ — приобретение так называемого бумажного НДС, продолжил он. Компания формально оплачивает услуги или товары у своих контрагентов, но фактически сделка не предполагает реального оборота ни товаров, ни услуг.

Таким образом недобросовестные фирмы искусственно завышают расходы, чтобы снизить размер уплачиваемых налогов — как НДС, так и налога на прибыль, отмечает эксперт.

— Результаты проведенного ОПИ в ноябре 2024 года мониторинга показывают, что более 50% транспортно-логистических компаний (ТЛК) практикуют выдачу «серых» зарплат. Тем самым наряду со страховыми взносами искусственно уменьшаются суммы НДФЛ, способствуя снижению поступлений в региональные и местные бюджеты, — рассказал Олег Павлов.

Зависимые от зарплат в конвертах водители систематически перерабатывают. Как следствие, нарушения режима труда и отдыха приводят к ДТП, способствуют снижению популярности профессии, провоцируют рост цен на перевозки, отмечает эксперт.

Среди «серых» схем популярно незаконное возмещение НДС за счет привлечения третьих лиц, освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость, и дробление бизнеса на организации с разными налоговыми режимами по НДС, — рассказал «Известиям» президент АО «ИТЕКО» Евгений Бабаев. — Высока и доля неофициальной заработной платы.

Конверт
Фото: Global Look Press/Aleksey Smyshlyaev

Для улучшения ситуации на рынке необходимо запретить создание компаний-перевозчиков, если у них нет в штате водителей и транспорта, а также снизить ставку НДС до 10%, добавил участник рынка.

Дробление бизнеса для снижения налоговых выплат применяется не только в сфере автоперевозок, но и в сфере строительства, общепита, торговли на маркетплейсах и даже в блогосфере, рассказал Олег Павлов. Расследование может дойти и до возбуждения уголовного дела, но степень наказания зависит от множества факторов, прежде всего от размеров ущерба для государства, добавил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир